ДОМА СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ

Как после реконструкции будут выглядеть объекты «Том Сойер Феста-17»

 1 078

Автор: Редакция

Совсем скоро на площадке фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» на Молодогвардейской начнутся покрасочные работы. В этом году проекты цветовых решений делают архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы и участники организованной ими Мастерской урбанистики. ДГ узнал, как преобразятся очищаемые сейчас волонтёрами от старой краски дома.

Работа над проектами началась ранней весной, когда архитекторы веселой гурьбой переходили от дома к дому, ковыряли краску, обсуждали историю постройки домов и первоначальный замысел строителей. Так выяснилось, что дом по Молодогвардейской, 83 никакой не зеленый, а темно-синий. Под несколькими слоями краски обнаружили первоначальный. В итоге появились проекты трех домов в Самаре и один проект дома в Бузулуке, где тоже проходит ТСФ.

Молодогвардейская-83

Авторами стали Анастасия Майорова, Юлия Сидорова, Наталья Лахтина и Аня Пац под руководством Марии и Дмитрия Храмовых.

Мария Храмова считает, что выбранные для фестиваля три дома изначально являются уникальными для Самары:

- Традиционно образцовые самарские дома были желто-белые. Наверное, был такой городской статут, который описывал колористические решения для домовладельцев. А эти дома изначально были другими. Это как раз такая… свобода, что ли… Свобода жителей, которые делали сами себе дом. Эти дома похожи на деревенские. Видимо, люди приехали в город, построили дом и покрасили его как в деревне: кто голубым, кто зеленым… Это уникальность, на наш взгляд. И таких домов, как ни странно, не так много осталось. Помимо желто-белых решений, у нас еще оставляли дома некрашеными, но чтобы в яркие цвета — это редкость.

Нам эти дома самим очень нравятся. С архитектурной точки зрения на Молодогвардейской дома поинтереснее. На Чапаевской дом попроще, но там интересная ситуация на улице, где он расположен. Место само по себе есть очень самобытно. С одной стороны он прилегает к церкви, с другой стороны — прекрасный каменный дом, кстати, памятник архитектуры. Внутри — интересный двор, а вокруг — общественное пространство. Мы на этом доме сделаем арт-объект. Настя Майорова взялась за его визуализацию.

Она сама живет в старом доме на Водников, у неё больная тема – уходящая Самара. Вокруг них уже всё разрушили, осталось несколько домиков бедненьких, и поэтому она за всё это отчаянно болеет. Арт-объект мы разместим на фасаде дома по Чапаевской, 132. Мы его еще не до конца доработали, потому что там по смыслу много важного. Вроде бы концепция понятна: это макет квартала. Но там должны быть представлены уникальные символы этого квартала. Например, выделены элементы декора или визуализирована информация об известных жителях, будет информация об архитекторах, годах постройки. Получится некий путеводитель по кварталу. У Димы (архитектора Дмитрия Храмова — Ред.) мечта, чтобы жители сами обсуждали уникальные особенности своего квартала и предлагали их нам. Чтобы панно можно было дополнять и наполнять новыми смыслами.

Как только ты чувствуешь, что начинаешь становится архитектором, то ты получаешь восторг от руин. Ходишь, их рисуешь. Думаешь — какая красота. Я же наблюдаю, как наша молодежь фотографии выкладывает. Но сама я сейчас к этому по-другому отношусь. Нельзя руинами восторгаться. Это некрофилия. Дома должны быть нормальные. Новые. Целые. Даже если в Венеции, например, преимущественно старые дома, то они все равно крепкие. За ними ухаживают, в них живут люди. Это не руины и не помойные сараи. Это прекрасная атмосфера. Причем, особенно восторгаются самарскими развалюхами люди, которые в них не живут. Мне нравится Самара. Нравится, что она похожа на южный город. Эта зелень летняя. Когда вокруг опрятно и красиво. Когда все в приличном виде находится, и люди за этим ухаживают. Но то, что сейчас творится в исторической части, это безобразие.

Ту ценную фоновую застройку, которая составляет среду, надо сохранять всячески. Её надо ремонтировать, на неё бросать средства для ремонта. И я прежде всего говорю о периметральной части квартала. У нас уникальность города как раз в кварталах. Самару нельзя застраивать по-другому, её можно застраивать только усадебным способом. А людям, которые живут внутри кварталов, порой в жутких условиях и тех самых руинах, нужно внутри создавать хорошую среду. Пусть там будет новая застройка, но в том же масштабе и в той же среде. Специфическая, самарская застройка. Это всё реально. И, кстати, неправда, что это всё экономически невыгодно. Когда качество жизни повышается в каком-то месте, соответственно, там и цены растут. Местные люди смогут продать дороже тем, кто готов это содержать и открывать какие-то коммерческие вещи. Но среда должна сохраняться! Все эти истории с микрорайонами в центре города, это, конечно, ни в какие ворота… Но я думаю, что пока ничего не изменится. Потому что нет к этому предпосылок. Очень маленький процент людей это понимает…

Текст: Анастасия Кнор
Чертежи: Мастерская урбанистики
Фотографии: Евгений Нектаркин, Евгения Волункова, Аля Шарипова

***

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива»

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»