КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Воронежская: от города-сада до первых самарских девятиэтажек

 8 278

Автор: Андрей Артёмов

.




,

В преддверии Первомая наша Энциклопедия самарских улиц остановилась на той, что имеет к этому празднику самое прямое отношение. Воронежская — одна из главных улиц Безымянки, которая в отличие от параллельных ей, продолжается и за проспектом Карла Маркса.

Прольет свет на ее историю самарский краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев (мои комментарии к авторскому тексту даны курсивом — прим. Андрея Артёмова).


Многие самарские улицы названы в честь городов бывшего СССР. Часто между этими «именными» взаимосвязями нет ничего конкретного. Но про улицу Воронежскую (до 1949 года — Девятая линия Безымянки) такого не скажешь.

Есть мнение, что её назвали в память о городе, из которого в 1941 году к нам в Куйбышев эвакуировали Авиазавод №18. При работе с многотиражками этого предприятия, я, впрочем, нашёл минимум жилых зданий, которые одновременно находились бы и на улице Воронежской, и на балансе ЖКХ Завода №18 (прежнее название «Авиакора»). С другой стороны, рядом с ней размещались ДК «Родина», сквер «Родина», Дворец спорта и стадион «Крылья Советов», относившиеся к Авиационному заводу.

Застраивать Воронежскую начали в 1938 году, когда появился частный сектор между улицей Вольской и проспектом Юных Пионеров. В военные годы застроили отрезок Воронежской между улицами Победы (бывшей Второй улицей Безымянки) и Вольской. На фотографии (сделана не позже 1943 года) мы можем видеть, что успели построить.

ФОТО 02-Куйбышев-1940-е-Кировский район-пометки

Красная линия проведена поверх крыш домов улицы Воронежской. Доступна и немецкая версия происходившего.

безымянка снимок времен войны

На приведенном выше снимке с немецкого самолета можно разглядеть частный сектор, застроенный полукругом (рядом с надписью Besymjanka). Это город-сад работников завода «Сажерез», который появился в первой половине 1920-х годов.

st3

В своем первоначальном варианте город-сад Сажереза занимал территорию приблизительно в пределах улиц Александра Матросова, Победы, проспекта Кирова и железнодорожных путей. Однако, начиная с военных лет, он стал постепенно застраиваться высотными домами и зданиями, и сейчас от него остался лишь небольшой участок.

Город-сад сажереза

Нынешняя улица Воронежская любопытна тем, что проходит мимо четырех городских парков и скверов. Первый из них — парк «Родина» — открылся в октябре 1948 года.

ФОТО 04-ВКа-1948-10-10-об открытии парка Родина

Напротив него стоял построенный пятью годами ранее ДК «Родина», который «по совокупности» объявили и филиалом Театра оперы и балета.

На сцене ДК «Родина» в советский период выступали такие звезды советской эстрады, как Леонид Утесов, Александр Вертинский, Лидия Русланова и Марк Бернес. Подробнее — в блоге Игоря Кондратьева.

ФОТО 05-ВКа-1948-04-09-ф-л ТОиБ в ДК Родина

Сейчас в ДК «Родина» располагается Дом дружбы народов. По соседству с ним в советское время находилась еще одна местная достопримечательность — баня №30 (она же — баня треста №1).

Известно, что в 1940-х годах Безымянка делилась на номерные кварталы. Например, в поселке Мехзавод такая схема сохранилась по сей день. Как это влияло на адреса, можно посмотреть на примере той же «Родины», располагавшейся в квартале 710.

ФОТО 06-Воронежская-ДК Родина-выборы

Разбивка всей территории Безымянки на кварталы не понравилась горожанам и гостям города.  В одной из куйбышевских газет того времени опубликовали такую заметку:

К ноябрьским праздникам 1949 года приурочили сдачу Безымянского крытого рынка.

Квартал Безымянского крытого рынка начал застраиваться жилыми домами в 1943 году, и этот процесс растянулся на несколько лет. В  1950-1951 гг. строители перешагнули через улицу Вольскую в сторону Тихого переулка. Проекты жилых домов того периода ищите здесь.

В те же годы продолжали возводить индивидуальные дома частного сектора. Это был посёлок Мастеров, который относился к моторостроительному заводу имени Фрунзе (нынешний «Кузнецов») и располагался от улицы Ставропольской в сторону проспекта Карла Маркса.

В 1953 году появились и дома на самом начальном отрезке улицы – между Физкультурной и Победы. Добротные сталинки, имеющие адреса по улице Воронежской — №1, 1а, 3 и 5, являются выявленными объектами культурного наследия.

Самый первый дом по Воронежской я встречал в списках ЖКО завода «Прогресс». В 1950-е годы улица Воронежская развивалась весьма динамично – частный сектор разрастался, уходя в сторону будущего проспекта Карла Маркса, а с 1957 года по чётной стороне улицы начали появляться кварталы народной застройки в 2-3 этажа.

На схеме, приведенной ниже, красным отмечена застройка 1950-1951 годов, желтым — дома завода «Авиаагрегат» (бывшее КАПО), в зелёных рамках — преимущественно застройка завода имени Фрунзе, хотя тут могли мелькнуть и отдельные дома других предприятий, типа «Гидроавтоматики».

wc-VfkZyvNs

В заводской прессе моторостроителей народную застройку прозвали городком Строителей, и в 1958 году, например, там одновременно строили 33 двухэтажных дома.

ФОТО 13-Фрунзенец-1958-11 июля-1

На этот район обратили внимание ведущие самарские урбанисты, которые разработали проект «Красные дома» несколько лет назад. О проекте писал ДГ:

Район Безымянского крытого рынка — важный транспортный узел. На ноябрьские праздники 1956 года по односторонним улицам Воронежской и Калинина пошли первые троллейбусы. Очень долго они ходили вверх по Воронежской от Физкультурной до Вольской и вниз по Калинина от Вольской до Физкультурной, но в 1994 году эти направления были изменены на 180 градусов.

После этого остановки общественного транспорта «Крытый рынок» стали располагаться вплотную к его зданию, а не через дорогу от него. Почему же до такого очевидного логистического решения не додумались тогда, в пятидесятые? Возможно, в 1956 году больше думали не о тех пассажирах, которые входили и выходили на рынке, а о тех, что ехали транзитом через рынок — домой или на заводы.

ФОТО 15-Воронежская - спутник 1965-троллейбусы

В те времена существовали маршруты №7 (Юнгородок — Металлург) и №8 (Юнгородок – Ипподром/Поляна/Огонёк). При старой схеме движения удалось избежать пересечения встречных линий проводов контактной сети. Они не столь безобидны, как кажется – при пересечении троллейбус был обязан сбрасывать скорость, чтобы не слетели «рога». На каждом таком пересечении на весь салон раздавались громкие электрические звуки. Как пересекаются провода, можно увидеть на следующем фото.

ФОТО 16-Воронежская-2017-трол. провода

Хорошо помню подобную «музыку» по поездкам через перекрёсток Вольской и проспекта Кирова. Для транзита через рынок лучше было ехать по старой схеме движения, а для высадки на рынке удобнее нынешняя схема. В любом случае, «рога» у троллейбусов могли слетать из-за отвратительных дорог. Об этом, например, рассказывает газетная заметка 1960 года.

Но вернемся к архитектурно-градостроительной теме. В целом улица Воронежская на своем безымянском участке сформировалась к 1960 году и с той поры менялась лишь «точечно». Главной ее обновкой стал парк им. 50-летия ВЛКСМ (ныне — «Молодежный»). Однако идея превращения этого места в зеленую зону отдыха появилась еще в 1950-х годах.

По состоянию на начало 1972 года место парка уже было интересно для любителей зимних видов спорта. В качестве санной трассы использовали берега будущего озера.

Фото 19- Моторостроитель-1972-11 января

На предыдущем фото в правой части кадра виден торец одного из домов народной застройки «Авиаагрегата», а на дальнем плане находится пятиэтажная застройка завода «Прогресс». Ракетчики осваивали квартал в границах Воронежской – Ставропольской – Краснодонской – Юных Пионеров.

В 1975 году «Прогресс» возвел шестиподъездную девятиэтажку под номером №51, которая заняла почти целый квартал от Юных Пионеров до Ставропольской.

Что же до самого парка, то о его строительстве объявили в июле 1977 года. Проект курировали пять предприятий Безымянки, старшим из которых назначили завод «Гидроавтоматика».

Этот завод строил стадион «Орбита», расположенный через дорогу от будущего парка, так что логика в определении старшинства была. Парк открыли через четыре года.

На территории нынешнего VIII микрорайона улица Воронежская прерывается, но так было не всегда. На следующем снимке она выделена желтым цветом, а нынешний проспект Карла Маркса — красным.

ФОТО 24-Воронежская - спутник 1965-3

Сейчас нумерация домов частного сектора по улице Воронежской в районе её пересечения с проспектом Карла Маркса обрывается на числах 150 (чётная сторона) и 125 (нечётная сторона). В 1963 году на очередных выборах в Верховный совет предельными числами нумерации были соответственно №180 и 179.

ФОТО 25-ВКа-1963-01-15-ИО-выборы

Эти номера относятся к тому частному сектору, который располагался в районе современного изгиба улицы Стара-Загора. «В живых» его я не застал, но кое-какие фотографии оттуда будут.

На приведенном выше спутниковом снимке кроме частного сектора можно видеть территорию воинской части и овал стадиона СКА. В 1966 году в Куйбышеве началась массовая застройка северо-восточных микрорайонов под номерами VIVII и IX. Вот снимок с американского спутника 1967 года, на котором запечатлен разгар работ в VII микрорайоне (желтым обозначена улица Ново-Вокзальная).

ФОТО 27-Воронежская - спутник 1967

Микрорайон интересен тем, что именно в нем проводился эксперимент с шестиэтажными хрущёвками, и здесь же построили первые девятиэтажные панельные дома.

К слову о хрущевках. Три из них — близ ТЦ «Империя» — украшены небольшими мозаичными панно.

Сам VII мкр. застраивался в три захода. Первой стала та часть микрорайона, которая ближе к улице Ново-Вокзальной (собственно VII мкр.). При этом фотографы регулярно делали неправильные подписи к снимкам.

ФОТО 28-VII мкр.
ФОТО 29-VII мкр.

Следующей застроили ту часть микрорайона, которая ближе к проспекту Кирова (VII А мкр.), но там нет домов с нумерацией по обозреваемой улице. На следующем фото хорошо видны эти две части одного микрорайона, разделённые Воронежскими озёрами.

ФОТО 30-Воронежская-1975 - рабочая

Этот спутниковый снимок был сделан в конце 1975 года. Жёлтым обведён Кленовый колок, зелёным — стадион СКА, а красным те фрагменты частного сектора, которые уцелели после прокладывания улицы Стара-Загоры в 1972 году.

ФОТО 31-частный сектор

Район Воронежских озёр и Кленового колка (VII Б мкр.) застроили к 1978 году, окончательно снеся частный сектор. Хотя ранее территория близ водоемов была забракована из-за непрочных почв.

ФОТО 32-VII Б мкр.

В 1979 году в городской прессе писали и о намерении благоустроить сами Воронежские озёра.

О судьбе и истории парка также читайте:

Как это сейчас принято, на обозреваемой улице есть церковная застройка. Приход в честь Троицы (Воронежская, 137А) на Воронежских озёрах я люблю и иногда его посещаю. Идеи же построить Всецарицу (Храм в честь иконы Божией Матери) в сквере Калинина, да ещё над тоннелем метро, лично я не понял совершенно. Хорошо ещё, что церковникам ограничили этажность и не дали навредить и без того многострадальному самарскому метрополитену.

О жизни в поселке Томашевка

Этой зимой удалось получить весьма интересную информацию от читательницы «Другого города» Нины Черновой. Она относится к району обозреваемой улицы и в особенности к частному сектору, который когда-то существовал в районе Воронежских озёр и изгиба улицы Стара-Загоры.

Здесь Нина Чернова провела своё детство. Её частный дом №5 располагался по улице Самаркандской, которая шла параллельно Воронежской. Сейчас это место соответствует изгибу улицы Стара-Загоры и остановке общественного транспорта. До начала застройки северо-восточных микрорайонов в 1966 году бывшая Памирская имела прямое направление.

Мы сделали подробную карту этой территории, отыскав имена навсегда исчезнувших улиц.

ФОТО-А-Цветные линии

Красный пунктир – ул. Ново-Вокзальная;
желтый пунктир – пр. Кирова;
розовая линия – ул. Стара-Загора;
жёлтая линия – ул. Воронежская.

Остальные цвета относятся к тем улицам, которые исчезли при высотной застройке сначала VIII мкр, а затем и VII «б» мкр:

белая линия – ул. Валдайская;
чёрная линия – ул. Мелитопольская;
красная линия – ул. Ижевская;
зелёная линия – ул. Самаркандская;
голубая линия – ул. Мариупольская;
синяя линия – ул. Верхоянская;
фиолетовая линия – ул. Бухарская;
коричневая линия – ул. Ветеринарная.

Весь этот частный сектор звался посёлком Томашевка. Его не стоит путать с посёлком Томашев Колок, располагавшимся около психиатрической больницы. Из всех улиц посёлка асфальтированной была лишь Воронежская.

В конце 1974 года жители VIII мкр. жаловались на то, что проспект Карла Маркса плохо освещён на участке от пр. Кирова до ул. Ветеринарной. Можно предположить наличие этой улицы в виде красной линии внутри жёлтого кружочка (т.е. за полотном Линдовской железной дороги относительно посёлка Томашевка), но это только версия.

По воспоминаниям Нины Черновой, Памирская (Стара-Загора) была главной улицей посёлка Томашевка. В те времена она проходила вплотную к стадиону СКА. Напротив шоколадной фабрики располагался «пятак», который использовался в качестве разворотного кольца для троллейбусов и автобусов. Это кольцо, кстати, появилось лет на десять раньше самой «шоколадки», поэтому поначалу оно идентифицировалось по наименованию ближайшей улицы – Второй линии.

Частные дома ставились преимущественно срубовые. Кирпичная застройка была здесь редкостью. На месте VII мкр. раньше располагалось капустное поле Сада-Совхоза, поэтому застроили его достаточно быстро. Напротив стадиона СКА жители посёлка сажали картошку.

Дети проводили досуг то на Ипподроме, то на территории соседних воинских частей. Линдовская железная дорога таким вниманием не пользовалась – вероятно, из-за редкости появления там поездов в дневное время. На учёбу они ходили в школу №50, располагавшуюся на улице Черемшанской (дом №70 на пересечении с улицей Калинина). В один конец это выходило порядка полутора километров. Маршрут лежал, правда, не по Воронежской, а по Калинина.

В межсезонье был реальный риск потерять сапоги, увязнув в дорожной грязи. Школа имела два этажа и одно время работала в три учебные смены. Вполне обычным для тех времён было и то, что в здании школы жил её директор вместе с женой, которая преподавала здесь же. Поскольку в те времена семьи были большие, дети посёлка Томашевка шли в первый класс, минуя детские ясли и сады.

Жизнь в частном секторе, еще и так далеко от «цивилизации», давала о себе знать. «Удобства» были во дворе, отепление — угольное,  в баню приходилось ездить к Телецентру, а за керосином — на Поляну Фрунзе. После сноса дома по Самаркандской, 5 семья Нины Черновой, состоявшая из пяти человек, получила четырёхкомнатную квартиру в XII мкр., недалеко от Шоколадной фабрики. Было это летом 1969 года. Переезд в высотный дом был воспринят однозначно позитивно.

Что любопытно, тогда были снесены дома по Самаркандской №№ 1-7, для прокладки «изгиба» Стара-Загоры, а вот соседние дома по Самаркандской (№№ 8-11) простояли ещё восемь лет, пока их не зачистили под застройку микрорайона VII «б». На следующем фото 1977 года его уже нет.

Улица Стара-Загора

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Улицы Майская и Минская
— Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Проспект Масленникова
Маяковского
Проспект Металлургов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook