Трезвый взгляд

Выделенки, закрытый центр и водитель с ломиком: как прошел первый барный лекторий о транспорте в Самаре

 1 193

Автор: Максим Фёдоров

В Самаре впервые провели барный лекторий о проблемах общественного транспорта. Эксперты приехали из Москвы. Перед выступлением каждый из них прокатился по городу на общественном транспорте. Из-за этого все спикеры опоздали к началу лектория.

ДГ записал четыре простых идеи экспертов для улучшения транспортной ситуации в Самаре, которые уже реализованы в других городах. 

imgonline-com-ua-Compressed-LzgZ5HeFIhP

Олег Добронравов 
«Закрытый от автомобилей центр — это не боль»

Разработчик и интегратор ПО в сфере ИТС «Городские технологии».  Большую часть жизни провел в Самаре. Живет и работает в Москве последние семь лет. Попытался приехать на лекторий на автобусе. Попал в пробку, пересел на такси, но все равно опоздал. 

— В Самаре есть план делать платные парковки. Когда платные парковки начнут действовать, в центре станет меньше машин. «Закрытый» от автомобилей центр города — это не боль. Самый яркий пример — перекрытая улица Куйбышева на ЧМ-2018. Все доезжали на общественном транспорте и отлично проводили время без машин.

Платные парковки в Самаре нужно сделать вдоль Ленинградской и набережной. Но в таком случае до центра должен ходить комфортный общественный транспорт, чтобы человек не выбирал между машиной и автобусом.

Сделать это реально. Автомобилист может установить приложение, которое показывает, сколько в центре города осталось свободных платных парковочных мест. При этом есть постоплата — заплатить за парковочное место можно в течение 24 часов.

imgonline-com-ua-Compressed-BmrgrUWsyH

Илья Петушков 
«С выделенками люди сами сбегут в автобусы»

Менеджер проект «Магистраль» — новой маршрутной сети общественного транспорта для центральной части Москвы. Перед лекцией был на короткой экскурсии по городу. Ехал в центр на общественном транспорте, опоздал к началу выступлений. 

— Пока в Самаре не сделают выделенные полосы для общественного транспорта, он не будет полезен людям. Суть не в том, чтобы отнять полосу у автомобилистов. Суть простая: если по городу удобнее передвигаться на автомобиле, значит будет больше машин; если на общественном транспорте, люди сами сбегут в автобусы. Сейчас в Самаре общественный транспорт ненадежен: маршруты построены так, что пассажиры едут из точки «А» в «Б» от 30 минут до двух часов.

Обычно по выделенным полосам пускают дополнительные автобусы. Если в городском бюджете не найдут денег на дополнительные автобусы, можно пустить по выделенкам маршрутки. Но на маршрутки тоже придется потратиться. Соблюдать трудовые законы дорого: на одну единицу общественного транспорта нужно 4-6 водителей, с зарплат нужно платить отчисления и НДФЛ.

imgonline-com-ua-Compressed-tpE6G3epYrYY

Дмитий Степчков
«Чтобы водитель трамвая выходил с ломиком, это перебор»

Начальник управления транспортного планирования проектного института «Мостранспроект». Возглавлял инициативную группу «Тверской трамвай», которая боролась за модернизацию трамвайных путей в Твери. До лекции проехался на самарском трамвае из спальных районов до центра. Опоздал к началу лектория.  

— Ситуация с трамваями в Самаре печальная, но не критичная. Первое, что нужно сделать, — проанализировать задержки движения трамваев в будние и выходные. Это поможет понять, где можно сделать выделенные полосы для общественного транспорта с помощью разметки.

Еще Самаре не хватает автоматических стрелок перевода. Когда на узле запланирована остановка, чтобы водитель вышел с ломиком, — это перебор.

И, конечно, было бы неплохо, если в самарских трамваях летом отключали бы отопление.

imgonline-com-ua-Compressed-gHUh4ZzSUX1fW

Артемий Ярчевский 
«Деньги на метро лучше потратить на скоростной наземный общественный транспорт»

Работает в департаменте транспорта Москвы. Вырос и учился в Самаре. Сейчас руководит проектом «Самара. Транспорт удобный для жизни». Добирался на лекцию на общественном транспорте. Опоздал. 

— Самара может перенять опыт Москвы и создать в городе транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Это общественное пространство, которое соединяет несколько видов общественного транспорта. Чтобы стало понятно — в Самаре тоже есть условные ТПУ: автостанция «Аврора», автовокзал «Центральный», Хлебная площадь и площадь Революции.

Хорошо про них сказать нельзя, все они античеловечны. Там просто неприятно находиться. В первую очередь, нужно заняться «Авророй»: сделать пересадки с моста. Затем заняться Хлебной площадью: хотя бы приблизить трамвайное кольцо и конечную остановку автобусов.

Напрашиваются новые ТПУ: на «Самара Арене», Пятилетке, возле ж/д вокзала и на будущей автомагистрали «Центральная». Дальше от города: на ж/д станции «Ягодное», в поселке Яицкое, у Красного Кряжка и на Сухой Самарке. По области ТПУ можно сделать в Отрадном, Нефтегорске, Кинеле, Сызрани, Тольятти, Чапаевске, Новокуйбышевске и дальше по губернии.

ТПУ  1

Что касается новых ТПУ в городе — продлевать метро (синяя линия на схеме), мне кажется, бессмысленно. Эти деньги лучше потратить на скоростной общественный транспорт: трамвай от «Самара Арены» до площади Революции (красная линия), троллейбус (зеленая линия) от «Волгаря» до «Кошелева» и автобус (фиолетовая линия) от «Южного города» до центра. Сюда встроится электричка (коричневая линия) и личный транспорт (пурпурная линия) на автомагистрали «Центральная».

Не стоит думать, что это нереальные планы. Просто сейчас 60% денег, выделенных на развитие транспортной системы в Самаре, уходят на дороги. Если жители попросят потратить хотя бы часть этих средств на развитие общественного транспорта, система обновится.

Фото: Лиза Драчкова

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook