ПОСКРЕБИ ЛЮБОГО РУССКОГО

10 любопытных сюжетов из книги «Татары Самарского края»

 779

Автор: Андрей Артёмов

Этим летом в полку краеведческой литературы о нашем городе прибыло. Большая (что немаловажно), недорогая (что мы очень ценим) да еще и на интересную тему — такую книгу нельзя не купить. Что я и сделал, а теперь намерен поделится самыми любопытными сведениями, которые я в ней отыскал.

Татары Самарского края

Текст, взятый непосредственно из книги, в нашем материале будет выделен курсивом.


1. Вопрос происхождения

До сих пор остается дискуссионным вопрос этногенеза (происхождения) волго-уральских татар. На сей счет есть три основные версии.

Булгаро-татарская, согласно которой этнической основой татар являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) населения сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII веков), а в последующее время (периоды Золотой Орды, Казанского ханства и Русского государства) они претерпевали лишь незначительные изменения.

Волжская Булгария

Тюрко-татарская, в ней в качестве ключевого момента этнической истории татарского народа рассматривается период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских, местных булгарских и кипчакских традиций сложились новая государственность, культура, литературный язык и татарское этнополитическое сознание.

Золотая Орда

Татаро-монгольская, она основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племен, которые, смешавшись с местными степными народами и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу нынешней татарской государственности и культуры.


2. Женский вопрос

Раз уж мы упомянули о Золотой Орде, давайте остановимся на одном из весьма любопытных аспектов ее социального устройства.

Совершенно особое положение по сравнению с другими странами Востока в Золотой Орде занимали женщины. В документах часто встречается слово хатун, т.е. женщина, жена, причем тем самым этому слову придается социальное значение. Ибн Батутта (известный арабский путешественник XIV века — прим.ред.) в своих заметках пишет: «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в котором у них (у татар — прим.ред.) женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины».

А аль-Омари (арабский историк XIV века — прим.ред.) отмечал следующее: «Право, мы не видели в наше время, чтобы женщина имела столько власти, сколько имела она, да и не слышали о подобном примере за близкое нам время…»

Особенно примечательны сведения о том, что одна из самых влиятельных ханш — по имени Тайдулла. Она имела право даже выдавать ярлыки русским митрополитам, в том числе в 1361 митрополиту Алексию.


Картина Якова Капкова «Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»


3. Первые татарские купцы в Самаре

Первыми из татар торговые дороги в Самарский край проложили купцы из центральных губерний империи, в частности касимовские татары. Петр Паллас, посетивший наш край в 1769-1770 гг., в «Экономических заметках» писал: «Зимою собираются в Самару торгующие касимовские татары, которые наперед при Яике выменивают у киргизцев (казахов — прим.авт.) и калмыков мерлушки (густой, с крутыми завитками мех из шкуры ягненка в возрасте до 2 недель — прим.авт.) и сюда привозят, потом они разбирают оные, и находящиеся близ города калмыкам отдают выделывать и шить из них тулупы, а после сего отвозят в Москву и другие города».


4. Торговая персоналия

От времен экспедиции Палласа перемещаемся к столь любимому нами рубежу XIX-XX веков, когда Самара была хлебной житницей империи и «русским Чикаго». Среди многочисленных в ту пору купцов нашлось место и татарам, в частности известному «ломовику» (перевозчику крупногабаритных грузов) Махмуду Баишеву (1872-1943 гг.).

В раннем детстве его семья переехала в Самару из Кузнецка (Саратовской губернии). Отец держал ломовой обоз, выполняя функции перевозчика крупных грузов — хлеба, леса, стройматериалов. С 16 лет Махмуд Баишев, после смерти отца, продолжил его дело. Развитие бизнеса шло по принципу связанных производств. Карета, кузница, мастерские — обслуживали извоз. Склады, сеновалы служили местом хранения товаров, перевозимых с места на место.

Баишев освоил и инновационную для того времени нишу. Он в 1914 году стал владельцем второй в городе таксомоторной конторы, совершавшей маршруты «Троицкий рынок — Губернская больница (ныне — Пирогова)». Также Махмуд Баишев был заметным общественным деятелем. Он координировал строительство мечети на Оренбургском спуске (открыта в 1913 году), был гласным городской думы, активно поддерживал идею строительства трамвая и был в числе пассажиров его первого рейса. В годы Первой мировой войны Баишев был уполномоченным по делам турецких военнопленных на территории нашей губернии.

С 1899 по 1918 годы Махмуду Баишеву принадлежал дом на улице Дворянской (ныне — Куйбышева, 50).


5. Экономика должна быть экономной

Именно в Самаре в 1908 году стал издаваться первый в стране экономический журнал на татарском языке. Назывался он «Икътисад» (в переводе — «экономика»).

В перечне материалов журнала, помимо общих (экономика, промышленность, торговля), выделяются частные разделы (банковское дело, страхование, медицина). В особый раздел можно отнести статьи, посвященные религии. Регулярно, почти в каждом номере публиковались материалы под рубрикой «Дела самарские».

Редакция журнала располагалась в мечети на Казанской (Алексея Толстого, 61А), а вот типография — в Оренбурге, так как в нашем городе не было шрифтов на арабском языке. Редактор журнала Мухаммет Муртазин в 1911 году добился разрешения открыть неподалеку от мечети книжный магазин «для торговли русскими и иностранными книгами на разном языке». Дом по улице Венцека, в котором он находился, был разрушен в 1990-х годах.

В 1913 году по распоряжению правительства журнал был закрыт.


6. Живописная Россия

В книге приводится отрывок из сборника «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Он вышел в Санкт-Петербурге в 1901 году и содержит весьма любопытные описания тогдашней жизни российских татар.

О женской красоте: «Татарки, красивые собой, также не редкость, но, к сожалению, многие из них портят свою красоту: густо намазывают лица белилами и румянами, сурмят брови и ресницы, чернят зубы и красят ногти».

О еде: «Питаются татары лучше не «только остальных поволжских инородцев, но и русских. Татарин — большой любитель поесть и на пищу тратит большую часть своего бюджета, чем его соседи других народностей; мясом он лакомится чаще своих соседей. <…> Очень любят белый хлеб, который покупают при малейшей возможности, и едят с чаем, до которого также больше охотники.

Татарским лакомством служит обыкновенное кухонное коровье масло, которое намазывают на хлеб и едят. При употреблении мяса требуется, чтобы животное было заколото непременно татарином; свинина татарам запрещена Кораном. Вино татарам также запрещено; зато разрешен „бальзам», под видом которого нередко идет обыкновенная водка; часто вино заменяется и пивом (кабацким), которое пришлось татарам особенно по вкусу».


TataryKazan (6)

О работе: «В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но, в общем, татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему легкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани есть татары-миллионеры. Некоторые отрасли торговли в крае монополизированы татарами, как, например, торговля фруктами, скупка по деревням яиц, скупка в городах старья („шурум-бурум»). Не ограничиваясь торговлей на местах, татары отправляются даже в отхожие промыслы по торговой части: всем известны столичные скупщики старья („халат-халат») и ресторанные лакеи».


7. Советский Сабантуй

В 1927 году в губернском центре в первый (и последний) раз в советское время власти организовали Сабантуй. Он проходил на спортплощадке на углу улиц Советской (Куйбышева) и Красноармейской, где ныне находится Дом промышленности. Как вспоминали старожилы, особый успех на Сабантуе и других культурных мероприятиях имел инструментальный квартет Закира Уразгильдеева (две гармони, скрипка и мандолина)…


8. Семья героя

В самарской топонимике увековечено имя Героя Советского Союза Ольги (Лейлы) Санфировой, ее именем названа одна из улиц Октябрьского района, а у бывшего Дома молодежи ей установлен памятник. Но до недавнего времени было в нашем городе еще одно место, связанное со знаменитой летчицей.

Это был дом №47 по улице Рабочей, где в годы войны жила ее мать Александра Константиновна.  Именно на этот адрес Лейла Санфирова посылала письма с фронта. Несмотря на то, что дом находился в мемориальной зоне дома-музея Ленина и являлся объектом культурного наследия, в 2009 году он был снесен.


9. Опиум для народа

В начале 1930-х годов обе самарские мечети — на улице Обороны и на Чкаловском спуске — были закрыты. После окончания Великой Отечественной войны, когда отношение к религии со стороны власти несколько смягчилось, мусульмане Куйбышева обратились в горисполком с просьбой о возвращении им здания на улице Обороны, где тогда размещался детский сад №55. Однако, они так и остались без ответа.

Община пыталась самовольно построить мечеть на земельном участке по Глухому переулку, №4 (ныне — Плотничный переулок в Постниковом овраге). Решением народного суда Ленинского района здание было снесено как незаконное.

Соборная мечеть на Чкаловском спуске. 1937 год
Соборная мечеть на Чкаловском спуске. 1937 год

Следующая попытка самовольного строительства мечети была предпринята на территории татарского кладбища и также оказалась безуспешной. В конце 1950-х годов мусульмане пытались получить в пользование здание, принадлежавшее ликеро-водочному заводу — Арцыбушевская, 23.

Не имея возможности построить/получить здание под мечеть, мусульмане Куйбышева (в 1940-1960-х годах) производили моления в частных домах, большей частью расположенных в татарской слободе, по обеим сторонам Молодогвардейской (от улицы Маяковского до Полевой).

Мусульманская община города была официально признана в 1967 году, тогда же у нее появился официальный молельный дом по адресу: Малый тупик, 127.


10. Великая битва

Последняя наша находка связана не с татарами, но с мусульманами. Как мы знаем, на территории Самарской губернии в 1391 году произошла одна из самых значимых битв Средневековья между Тимуром и Тохтамышем. Но оказывается, что пятью веками ранее наш край также мог быть ареной глобального противостояния двух сверхдержав.

VIII век был отмечен противостоянием Арабского халифата и Хазарского каганата, которые неоднократно воевали друг с другом. Одна из самых главных битв этого военного противостояния могла проходить на территории ни много ни мало Самары. Такое мнение высказывает археолог Дмитрий Сташенков, написавший одну из глав этой книги.

В 737 году состоялся поход арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда, будущего халифа, в центральные земли Хазарии. Несмотря на то, что в арабских источниках сохранились несколько упоминаний об этом событии, о точном направлении похода до сих пор ведутся споры. Часть исследователей считают, что ареной сражений служил бассейн реки Дон. А археологи и историки М.И.Артамонов, С.А.Плетнёва и С.Г.Кляшторный считали, что решающие события этой войны произошли на Волге.

В их трактовке события выглядят следующим образом. Собрав 150-тысячную армию, Мерван двинулся к хазарской столице ал-Бейла. Хазарский каган, с запозданием узнавший о начавшемся арабском походе, по левому берегу Волги двинулся на север для формирования армии из вассальных и союзных племен. Мерван отправился за ним в погоню по правому берегу, разорив территорию, занятую народом, который разные источники называют буртасами или сакалибами. <…>

Некоторое время обе армии шли параллельно друг другу. Наконец арабская армия переправились на другой берег Волги, где в крупном лесном массиве среди гор и долин уничтожила не ожидавшую нападения хазарскую армию. После этого кагану пришлось заключить мир с арабами, одним из условий которого являлось принятие каганом и его окружением ислама.

Если идти от низовий Волги, то первый крупный лесной массив, в котором 40-тысячная армия могла не заметить начавшейся переправы арабской армии, находится около современной Самары. Имеющимися в описании горами могут быть Сокские горы — отроги Жигулевских гор. Таким образом, поход Мервана вполне мог завершиться в районе Самары.

Читайте по теме:
История мусульман Самары в одном таймлайне
Самарский муфтий о том, что такое настоящий халяль

Обложка взята здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»