Что мы узнали, следив за снегоуборочной техникой в течение месяца

 3 497

Автор: Антон Черепок

Каждый год администрация рапортует о закупке очередной внушительной партии спецтехники и даже устраивает своеобразные парады и смотры, где фронтальные погрузчики, маленькие тракторчики и прочие транспортные средства усиленно крутят щётками и размахивают ковшами. Однако выяснить, где все это богатство базируется, не так-то просто — на сайте МП “Благоустройство” значится только один адрес, а расположение баз приходится выяснять при помощи городского геопортала. Благо, на технику теперь устанавливается система спутникового слежения и, по идее, каждый житель города может отследить в реальном времени, где она находится.

Несмотря на впечатляющий парк техники, даже не самые серьёзные снегопады этой зимой вызвали колоссальные проблемы, и у горожан возник закономерный вопрос — а где все эти специальные машины с щётками, ковшами и снегоуничтожителями? 

Мы решили промониторить деятельность МП “Благоустройство” и выяснить, как и где в феврале во время снегопадов работала снегоуборочная техника.

3 февраля

Обнаружить базы МП «Благоустройство» непросто. На сайте ведомства указан только адрес на Гаражной, поэтому мы воспользовались поиском по геопорталу, обнаружили подозрительные скопления машинок и набрали пару адресов в поисковике. Ура! Вот они все — форпосты по борьбе с грязью, снегом и прочим беспорядком.

blagooadresa

Затем зашли на страничку МП «Благоустройство» в «Живом журнале» — по сути, единственном источнике информации, где можно узнать о планах ведомства. В 21:58 там появилась запись: «Фактический выход спецтехники в ночную смену составляет 250 единиц и 99 человек».

Затем мы убедились, что снега будет много. Метеопортал Intellicast сразу выдал многообещающий прогноз, и мы принялись регулярно обновлять страничку геопортала, чтобы следить за техникой департамента.

blagoo2

В 22:26 по всему городу работали аж 24 машины, оборудованные датчиками спутникового слежения. Остальные отчаянно держались на базах, словно харвестеры на планете Арракис, опасаясь попасть на корм гигантским червям.

blagooobswh

Тяжелее всего пришлось машинам на Кряже — только два транспортных средства работали, пока остальные отсиживались на Уральской. Парочка машин стояла чуть поодаль от основной базы на Луцкой. Хотя за 20 минут они так никуда не переместились, можно предположить, что шла активная очистка снега.

Ещё две машины были обнаружены в районе ж/д вокзала, и одна подозрительно тихо стояла возле Железнодорожного районного суда. Больше в старом городе в это время машин не было.

На улице Ерошевского тоже была замечена одна машина, как и на пересечении проспекта Масленникова и Мичурина.

Ещё работали на странном проезде между Дачной и Лунной, примерно в районе городского морга, на пересечении Тухачевского и Московской, Тухачевского и Гагарина и Революционной и Печерской, где располагается штаб «Единой России». Сложно оценить масштаб работ, но на всех этих объектах отображалось по одному транспортному средству, основная же техника серыми пятнами замерла на базах — на Гаражной и Ивана Булкина. Это значит, что зажигание на машинах выключено более 30 минут. В 23:20 три машины переместились в район нового сквера на Московском шоссе и одна одиноко ползла по проспекту Ленина.

blogoolenina

Активнее всего работали на Заводском шоссе — три машины были замечены в районе Кабельной и пересечении с проспектом Кирова. Ещё две машины работали на улице Земеца, и одна спускалась по проспекту Кирова в сторону моста.

Печальнее всего смотрелся район улицы Ташкентской — вся техника стояла на базе на улице Бронной, и лишь в районе областной больницы им. Середавина стоял серый прямоугольничек.

«Ничего, ещё слишком рано. Вот уснёт городское население, тут техника и пойдёт на штурм снежных заносов», — решили мы. Однако в 01:15 наступившего 4 февраля ситуация не менялась. Лишь на Черемшанской что-то лениво шевелилось, да на улице Александра Матросова машина 30374 стояла на здании. Впрочем, там она находилась уже давно, и все так же без движения.

blagoomatrosov

Может быть, не вся техника оснащена датчиками? Но чиновники ещё в феврале прошлого года отчитались, что на все машины установили датчики GPS/ГЛОНАСС, и каждый житель может отследить, как работают коммунальщики.

Мы решили дождаться хотя бы двух часов ночи и …

blagoo205

Ура! На первый взгляд, карта буквально взорвалась оранжевыми прямоугольниками. Но при приближении выяснилось, что это всё равно не похоже на заявленные 250 единиц. Чуть больше 20 машин, разбросанных по одиночке, сиротливо ютились на нескольких самарских улицах. В 2:05 не было никакого намёка на уборку снега на Арцыбушевской и Самарской. Пара машин елозила по Киевской и Клинической, машина 30568 ехала по Партизанской, ещё одна поднималась со стороны Волги по Советской Армии. В остальном всё те же стоящие машины на базах, и очень уж подозрительное бездействие базы на Бронной — при обилии техники, там всё так же стояли 3 машины с включёнными датчиками. Зато появились машины на Алма-Атинской и Чекистов — все-таки Кировский район под контролем Игоря Рудакова, бывшего руководителя департамента.

17 февраля

Вновь идёт снег. У коммунальщиков было достаточно времени, чтобы привести город в порядок, и, судя по их бодрым отчетам в Twitter, дела шли очень хорошо. Проверили ЖЖ-аккаунт организации, но с удивлением обнаружили, что коммунальщики никаких планов на эту ночь не строили. Дождались полуночи, смотрим на геопортал, насколько своевременно будет вестись уборка снега.

0:22. На Бронной из 16 машин подаёт какие-то признаки жизни только одна. По крайней мере, она заведена, раз отмечена оранжевым цветом. По проспекту Кирова ползут ещё 2 машины, одна не заведена. Вполне возможно, машина 30551 ждёт погрузки снега, пока гадаем.

0:32. Интересно, что чистят 4 машины в районе улицы Тульской, так как особой активности по другим направлениям не наблюдается.

0:38. Одна машина на 8-й просеке. Есть надежда, что этот снегопад не заметет пансионат для инвалидов-колясочников, а коммунальщики и работники учреждения своевременно расчистят снег. В остальном всё очень тихо — одна машина на Красноармейской, одна на Владимирской. Машина 30294 борется со стихией в районе 3-й линии, это в районе санатория «Самарский».

0:48. Появились машины на Агибалова и Джержинского. По одной штуке. Машина с 8-й просеки переползла на 7-ю, есть машина на Димитрова и Зубчаниновском шоссе. Проспект Кирова чистят две машины с навигационным оборудованием, ещё одна стоит. Спустя ещё 10 минут появляется техника на Братьев Коростелевых в районе Льва Толстого, на пересечении Урицкого и Карла Маркса, на Гагарина в районе Мяги и на улице Борской. Видна машина на Пензенской.

1-19

После часа ночи появились машины на Московском шоссе, улице Промышленности и Дыбенко. В старом городе, напротив Железнодорожного суда, всё так же, как и 2 недели назад, одиноко стояла машина 30274, не меняя серой окраски и местоположения. В 1:23 машины двигались по Мичурина, улице Свободы, Стара-Загоры и Ново-Вокзальной между Солнечной и Ново-Садовой.

1:40. Повезло жителям Пензенской и Лунной. Работает машина на XXII Партсъезда, Клинической и Спортивной.

2:10. Своей очереди на уборку дождались Печерская, Тухачевского и улица Авроры. А вот машина 30592 уехала куда-то за пределы карты городского геопортала…

2-13-out

2:25. Волгина, Мяги, Мальцева и даже Прожекторная (это между Ближней и Проезжей). Чистят на Гая.  В 2:50 машины чистили Мечникова, Киевскую, Панова, Осипенко, Революционную и Физкультурную.

3:00. В старом городе из МП «Благоустройство» так никто и не появился. Всего же в это время активно работало 28 машин. Из них 6 стояли заведёнными на базах.

3-04

Судя по прогнозу, снег будет идти до 11 утра, а на протяжении всей недели периодически сыпать, так что работы у городских служб предостаточно.

prognoz-17-02

В 16:39 была опубликована информация о дневном выходе: «На уборке улиц города в дневную смену задействовано 150 единицы спецтехники и 295 человек».

Видимо, этот ночной снегопад был расценен как не стоящий внимания.

23 февраля

22 февраля теплый ветер со стороны Атлантики накрыл Самару метелью с липким снегом. Опыт предыдущих наблюдений показал, что городские службы стараются беречь сон граждан, и программа по уборке снега начинается глубокой ночью. Но для очистки совести мы проверили, что происходит поздним вечером 22 февраля, даже несмотря на то, что накануне очередного снегопада в ЖЖ-аккаунте МП «Благоустройство» так и не появилась информация о выходе в ночную смену. Последний обнадеживающий отчет был отмечен датой «20 февраля».

Загадочная машина 30274 всё стояла напротив суда Железнодорожного района, не меняя своего местоположения за всю историю наших наблюдений. Две машины скребли Пензенскую, одна работала на Дачной, но старый город оставался один на один со стихией. Впрочем, как всегда. Техника была замечена на Луначарского, Мичурина и Московском шоссе. Две машины работали на Гагарина, и одну мы засекли на Мориса Тореза.

Как показывает опыт предыдущих дней, снегоуборочная техника начинает активно работать в 03:00 по местному времени. В этот раз снегопад также разбудил рекордное количество работников — 30 машин с датчиками GPS/ГЛОНАСС боролись со стихией. Активно чистили Антонова-Овсеенко, работали на Безымянке и в Кировском районе.

После всех этих бессонных ночей нас волнует один вопрос: почему на геопортале не видно изобилия работающей техники? То ли все эти сотни единиц выходят по очереди, то ли есть доля лукавства в том, что вся техника оснащена передатчиками.

В 16:15 МП «Благоустройство» опубликовало традиционный план работы на день: «На уборке улиц города в дневную смену планируется задействовать 134 единицы спецтехники и 314 человек в том числе: 19 погрузчиков, 17 МТЗ-80 – по посадочным площадкам, косынкам, тротуарам, 9 самосвалов, 13 – ВПМ — по посадочным площадкам на подборе мусора и очистке урн, 6 УАЗов, 1АГП, 1МК 1500 (Зик), 4 ММК 3500, 17 бобкатов, 14 МДК, 4 Т170,  1 Т150, 3 ПР, 1 мультикар, 18 вахт, 1 автогрейдер, 1 компресор, 1 ротор, 3 асболера».

А был ли датчик?

Ровно год назад замруководителя департамента благоустройства и экологии городской администрации Игорь Рудаков, ныне глава Кировского района, отчитался перед корреспондентами «Общественного российского телевидения», что вся техника оснащена датчиками ГЛОНАСС и информация, где находится каждая из 100 машин, поступает на экраны руководителей в онлайн-режиме.

В том же репортаже звучал призыв чиновников ко всем жителям, чтобы они следили за работой служб с помощью геопортала и информировали, если в их районе кто-то отлынивает от своих обязанностей.

Однако численность автопарка МП «Благоустройство» выяснить очень непросто. На геопортале отмечены только 69 машин из 100 заявленных. Кроме того, совсем непонятно, какие из них имеют отношение к уборке снега, а какие, например, предназначены для других целей.

Совсем рвёт сознание, когда в ЖЖ-аккаунте службы объявляется, что, например, на уборке улиц города в дневную смену планируется задействовать 200 единиц спецтехники и 314 человек. Как мы ни пытались, щурясь покрасневшими от бессонницы глазами в экраны мониторов, но такого количества техники ни разу не видели. Не получив ответа Департамента на запрос по электронной почте, мы начали звонить по всем номерам подряд и, наконец, выяснили у руководителя управления благоустройства Виктора Ненашева, что общая численность техники, которая может быть задействована в уборке снега, составляет 280 единиц. Что немного больше, чем 69 машин, ползающих на экране геопортала.

Озадаченные существенным расхождением данных, которые дают коммунальщики и тем, что происходило на наших мониторах, мы попросили Андрея Чернова, директора НП «Геоинформспутник», разработавшего городской геопортал, пояснить ситуацию.

~

Чернов«Навигационная система слежения за снегоуборочной техникой МП «Благоустройство», включая датчики, не наша разработка, её заказывало МП «Благоустройство» у стороннего поставщика решений в 2012-2013 г. Около года положение техники онлайн было доступно только внутри администрации в специальном сервисе, а в 2014 году по просьбе руководства города мы вывели её на городской геопортал. Для этого владельцы сервиса предоставили нам доступ к информации вида «номер устройства, широта, долгота» с периодичностью «раз в 30 секунд». По такому же принципу работает сервис прогнозов общественного транспорта «Прибывалка» и tosamara.

За эти два года менялось и количество работающих устройств, и номера – по-видимому, с какой-то техники датчики снимали, на новую ставили. Сейчас по нашим наблюдениям около 70 датчиков «подают признаки жизни» (есть сигнал хотя бы раз в неделю). Без комментариев владельцев сервиса сложно сказать, сколько процентов техники в настоящее время оборудовано датчиками ГЛОНАСС, неясен их вид (трактор, снегоуборочная машина и пр.), почему такое расхождение между отчетами и наблюдениями.

По приведенным в статье данным можно лишь сделать промежуточный вывод, что «коэффициент использования техники» явно недостаточен, и проблемы не только в её недостаточном количестве, а в организации работ, количестве персонала. В целом указанный сервис на геопортале может и должен стать цивилизованным механизмом общественного и административного контроля за работой уборочной техники и примером использования модной темы «открытых данных».

Между тем 24 февраля глава городской администрации Олег Фурсов выразил неудовольствие уборкой снега в праздничные дни и заявил, что количество дворников в районах, вышедших на ликвидацию последствий погодных условий 22 и 23 февраля, как и количество техники, не соответствовало заявленным.

~

Вместо послесловия

В ночь на 28 февраля Самару вновь засыпало снегом. Снегопад шел всю ночь и продолжился днём.

В 12:08 на ЖЖ-аккаунте МП «Благоустройство» появилась информация, что на уборке улиц города в дневную смену задействовано 127 единиц спецтехники и 188 человек. В 12:30, судя по геопорталу, покинули базы и вышли на работу в городе около 30 машин, оснащённых навигационным оборудованием.