ТЕ, ЧТО СКРЫТЫ

Вся правда о самарских сектах из уст историка церкви

 1 353

Автор: Андрей Артёмов

В руки ДГ попало прелюбопытное интервью, опубликованное в газете «Самарские известия» 10 января 1991 года. Речь в нем идет об истории и деятельности на территории нашей губернии секты хлыстов — одного из старейших внецерковных религиозных течений в России. К слову, хлыстом, как считают некоторые исследователи, был и легендарный Гришка Распутин.

Орфография и пунктуация первоисточника сохранены.


— Я не проповедник, не философ, не экстрасенс. Я профессиональный историк церкви, — так представился Кирилл Серебренитский, консультант греко-католической миссии Святого Николая Чудотворца в Москве. Кроме того, он студент 3 курса Куйбышевского госуниверситета. Семь лет уже занимается эзотерической эклезиографией, то есть изучает религиозные течения в стране. Информация, которой владеет Кирилл Серебренитский, показалась мне крайне интересной (интервью брала журналист Людмила Круглова — прим.ред.)

— Кирилл, что представляет собой тайная вера?

— Существуют две исповедальные системы: новый андеграуд, восходящий к концу прошлого века (XIX век — прим.ред) и получивший второе рождение в шестидесятых годах нынешнего. И старый — темная вера, корни ее в XVII веке. Буквально все тайные религиозные течения, что есть в Самарской области, сконцентрированы в Зубчаниновке: «корабельные» христиане, Белые голуби, «истинно православная церковь в подполье». Интересные места — села на реке Моче (Чапаевке). Здесь в Дубовом умете, находится чуть ли не всероссийская столица Белых голубей. Общее их старое название — хлысты.

Себя они называют божьими людьми, друг друга — братьями и сестрами, исповедуют крайне своeoбpaзноe учение о Стрелах Господних, coгласно которому Стрелы вселяются в избранного человека. И тот перерождается: появляется способность исцелять, пророчествовать.

В 30-е годы «богочеловеком» у хлыстов был дед Семен Суслин, его чтут и помнят до сих пор. Сеансы Кашпировского оценивают примерно так: «Нет, это не то. Сейчас бы сюда деда Семена, он бы всех на воздух поднял».

— Дед Семен творил чудeca?

— Поздней осенью 1941 года он собрал своих верных праведных в доме на улице Кycтанайской в Зубчаниновке и объявил, что сейчас будет гнать немца от Москвы. Приказал поставить самовар и, когда он раскалился, начал плескать кипятком по углам. Те, кто видел это, утверждают: по стенам метались тени, зрелище было жуткое.

— Уж не ему ли мы обязаны победой?

— Поймите, это совершенно другой мир. Они серьезно считают, что врагов прогнал дед Семен. Причем не дремучие люди — вполне интеллигентные и образованные. Просто у этого мира своя,  параллельная история.

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче­ской ереси». 1844 год

Последователь деда Семена Александр Михайлович Стрельников, демобилизованный из московского трудбата, разрабатывал «науку священного коммунизма». После него осталось 27 тетрадей, где можно обнаружить обрывки астрологических предсказаний, стихи, притчи, а также догматы вероучения. Цель — тайно и исподволь построить коммунистическое общество. Как только будет достигнута Любовь Всемирного Братства, произойдет и естественное слияние с Богом. Ну, а поскольку пытались собираться они легально, ими заинтересовались в соответствующих органах.

— Обнаружили крамолу в коммунизме?

— Искренняя вера всегда мешает олигархии, даже если верят в то, что исповедует олигархия. При Сталине «за коммунизм» село человек 10. Александр Михайлович, отбыв 5 лет на лесоповале, умер в психушке, в пaлате душевнобольных. Остальные — вновь приняли древнее учение.

В конце 50-х был раскрыт «корабль» христиан в Зубчаниновке. Выяснилось, к нему принадлежат известные в городе люди: несколько директоров крупных магазинов, старший техник швейной фабрики, партийный работник.

— Их постигла печальная участь?

— Да. Согласно законодательству о религиозных культах от 1927 года (отменено в ноябре нынешнего), каждая ceкта обязана была зарегистрироваться. А хлысты, по вероучению, должны оставаться тайными. Свои Сионские горницы (божьи дома) они держат в секрете, до недавнего времени собирались только по ночам.

— Много ли у них «пророков»?

— Полтора века существовала духовная династия «живых богов». Последний yмep в 1974 году, в Куйбышеве, не назначив духовного сына со словами: «Умру, и никто не будет знать, где я. А за мной никто не придет».

Тайные вероисповедания, пережив сталинские и хрущевские репрессии, в 1970-х стали рушиться. Время духовной пустоты отняло у них смену, даже детей. С восемьдесят пятого к хлыстам стали приходить люди.

— Что это за люди, сколько их?

— Самые обыкновенные, много пенсионеров, рабочих. Статус тайного сектантства предполагает духовный поиск внутри «кораблей», они постоянно занимаются интеллектуальной работой — осмыслением. И поэтому резко отличаются от людей, страдающих духовным бездельем. Братья и сестры чаще всего спокойны, уверены в себе.

Их не очень много. B Caмаре мне известно 7 «кораблей», каждый насчитывает от двух десятков до полутора сотен человек. Hо, мне кaжется, к тайным течениям нельзя подходить со статистическими мерками. Интересен сам факт их существования.

Григорий РаспутинГригория Распутина многие современники считали хлыстом

— Чем они отличаются?

— Множество невидимых различий. Но главное — отношение к окружающему миру, охваченному Злом. Все семь «кораблей» представляют «белое» направление (я так назвал условно, поскольку этот цвет является священным). Христиане «белой системы» ощущают себя закрытым до поры воинством Божьим, способным преобразовать земную жизнь.

Есть «черное» исповедание, самое крупное из них — «истинно православная церковь в подполье». Это жесткая догматическая структура. «Мирские монахи» стремятся уйти от светских проблем и coтворить мир по завету Божьему, через самих себя.

— По сути, традиционная православная церковь, но на нелегальном положении?

— He совсем. Тут не отменен обряд — помазание на престол приравнивается к семи таинствам. Себя верующие считают ушедшей в подполье Российской империей. А значит, должен быть и император…

B 1956 roду в селе Четырла Шенталинского района появился великий князь Михаил Александрович (на самом деле — крестьянин Михаил Ершов), выдававший себя за брата Николая II и претендовавший на престол. Через три года самозванец был арестован, но жители Четырлы до сих пор верят, что он скрывается где-то в пещерах. По слухам и сейчас есть тайный епископ живущий в лесу, в землянке, в Аксубаевском районе Татарской ССР.

— А что объединяет тайную веру?

— Хлысты — течение дуалистическое. Добро и зло, по их учению, две равноценные силы ведущие борьбу за обладание миром. Добро пока терпит поражение, но его победа грядет. Путь к Добру открывают тайные знания…


Читайте по теме:

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»