ИСТОКИ САМАРСКОЙ ТЕПЛОТЫ

11 фактов из истории Самарской ГРЭС

 2 801

Автор: Редакция

.

,

В феврале 2015 года исполняется 115 лет с момента пуска Центральной электрической станции Самары, которую мы сегодня знаем под именем Самарская ГРЭС.  История  строительства этого инфраструктурного объекта, конечно, не так драматична, как сага о прокладке магистрали Центральная, и не так захватывающа, как история  строительства новых станций самарского метрополитена, но тоже весьма примечательна.

 

1. Немцы подсказали  

В 1886  году на праздновании 300-летия Самары заводчик Годгард Бенке устроил электрическую иллюминацию Струковского сада. «Эффектъ электрическаго света въ густой листве садовыхъ деревъ и въ переливахъ воды все время бившаго фонтана, отражаясь въ его струяхъ всеми цветами радуги, — были поразительны», — писал по этому поводу городской голова Петр Алабин. Свет электрических дуговых ламп очень понравился самарцам, и вскоре городская управа задумалась о том, что хорошо бы поставить такие фонари на городских улицах.

0_9e840_646815a7_orig

 2. Изучение рынка 

В июне 1894 года  городской голова Николай Гаврилович Неклютин направил различным самарским учреждениям и жителям 242 запроса, в которых  адресатов спрашивали,  «желательно ли ему иметь электрическое освещение», «каким числом керосиновых ламп, каких линий  (ширина фитиля) и приблизительно сколько часов в сутки производится освещение, также какая сумма в сутки расходуется на освещение ныне». Сведя всю полученную информацию воедино, городской электротехник Николай Жданов доложил, что  запрашиваемая самарцами мощность составит примерно 85 киловатт, или 1500 ламп, и «что наибольшее желание осветить свои помещения замечается у лиц, имеющих торговые заведения на Дворянской и Панской улицах».

0_9e849_a689fc39_orig

 3. Открытый тендер

В августе 1896 года в газетах Санкт-Петербурга,  Москвы, Киева и Харькова был опубликован «вызов желающих принять участие в  устройстве и эксплуатации электрического освещения» в Самаре. Кроме того, управам в  Киев, Орёл, Нижний Новгород, Одессу, Тифлис, Полтаву, Пермь, Ростов, Тамбов и даже в магистрат финского города  Николайштадт были разосланы запросы с просьбой рассказать, на каких условиях они построили или строят свои электростанции.

Большой выбор – это не всегда просто, и в октябре  1896 года самарский голова  писал своему уфимскому коллеге, что претендентов на строительство много, но «все они предлагают различные условия, разобраться в которых весьма трудно».

4. Условия контракта

13 июля 1898 года Самарская городская управа и акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» (российское отделение фирмы «Сименс») подписали контракт о строительстве осветительной сети и  центральной электрической станции в Самаре мощностью 210 киловатт. «Сименс» согласился дать годовую гарантию на строящуюся станцию и в течение этого периода обеспечивать ее работу.  Администрация Самары отвечала за строительство здания для электростанции.  Сроком окончания работ по оборудованию станции было названо 1 января 1899 года.

0_9e860_1d157018_orig

5. Гладко было на бумаге

Лишь в июне 1899 года в Самару прибыл для начала  монтажа оборудования уполномоченный «Сименс» — инженер Франц Яник. Напомним, что к тому моменту по условиям контракта станция должна была работать уже 6 месяцев. Анализ архивных документов показывает, что задержка была вызвана тем, что городская власть  долго определялась с местом строительства станции и уточняла список объектов, которые должны быть освещены.

6. Взаимные претензии 

В процессе строительства городской электротехник Николай Жданов, надзиравший за монтажом оборудования, неоднократно сообщал в городскую управу о недостатках монтажа оборудования со стороны «Сименс». В конце февраля 1900 года станция начала давать электрический ток абонентам. Но с этого момента конфликт между подрядчиком и заказчиком стал только обостряться:  «Сименс» стремился сдать станцию  как можно раньше, а управа не хотела принимать ее с недоделками.  Впрочем, в этот период не были завершены и работы по строительству здания электростанции, за которые отвечал город. Протекала крыша, стены дали трещины, из окон дуло и т. д. Подрядчик и заказчик неоднократно обменивались претензиями.

7. Задолго до Чубайса

Поскольку представителю «Сименс» не удавалось получить от городских должностных лиц обещания принять станцию, то 22 мая 1900 года он ее просто остановил, прекратив освещение театра и подачу энергии всем абонентам. Самарской управе пришлось провести  экстренное заседание комиссии для обсуждения всех «изложенных затруднений», тем более что 25 мая предполагался первый оперный спектакль, а электричество было необходимо для осветительных прожекторов. Управа пообещала «Сименс», что до приемки городской станции будет оплачивать все затраты на ее работу.

0_9e83f_56c41480_orig

8. Жертвы стройки

В начале сентября 1900 года из-за неправильного переключения оборудования  случились перебои в энергоснабжении потребителей. Городская управа сразу же отправила жалобу в столичное отделение «Сименс». «Вследствие ссор Яника с абонентами поступают жалобы на  самовольные отключения света…  альтернатор (генератор) сгорел, что грозило большими несчастиями… Управа  покорно просит фирму назначить для заведования делом знающего, внимательного инженера». Столичному руководству фирмы не нужны были излишние конфликты с заказчиком, поэтому Янику дали отставку. Но важно отметить, что летом 1900 года прошение об отставке подал и его оппонент — городской электротехник Николай Жданов. Разумно предположить, что эта отставка тоже была связана с тем, что само здание для электростанции  строилось с задержками и не слишком удачно. Кстати, в этот период и члены депутатской комиссии, курировавшей строительство станции,  массово покинули ее состав. Поскольку стало ясно, что станция  обойдется дороже, чем предполагалось вначале, а город строил ее на заемные деньги, то обсуждался  даже вариант о продаже ее какому-нибудь предпринимателю.

0_9e879_a4306b73_orig

9. Без красной ленточки

Сдача станции городу после годовой гарантии «Сименс» была намечена на август 1901 года. Программа испытаний  была подготовлена профессором электротехнического института Александра III  П. Войнаровским.  После этих испытаний замечаний к устройству станции накопилось на 18 страниц.  Управа отказалась оплачивать всю сумму, пока недоделки не будут устранены. Всего с подрядчика было решено удержать более 49 тыс. рублей. Для исправления ситуации конторе «Сименс» пришлось переложить на увеличенную  глубину кабели на улицах, заменить фонарные столбы, переделать распределительную доску станции и т. д. Для ускорения получения платы  компания «Сименс» просила содействия у губернатора, «так как соглашение с городской управой, несмотря на все наши старания, оказалось невозможным»,  но получить окончательную приемку станции и расчет фирме оказалось непросто. Лишь в апреле 1902 года состоялось заседание городской думы, на котором было решено, что условия по многострадальному контракту выполнены.

10. Финансовые итоги

Появление электрической станции стало несомненным благом для Самары. Электрический свет на улицах и в домах зажиточных горожан создавал новый уровень бытового комфорта для самарцев. Однако не радовали экономические итоги проекта. Устройство электрического освещения обошлось Самаре не в 134 тысячи, как было запланировано изначально, а в 243 тыс. рублей. Хотя станция проектировалась в качестве прибыльного предприятия, но только за 1901 год принесла городскому бюджету убытков на 20 тыс. руб. Это заставляло управу принять решение о сокращении использования электрического света в уличном освещении. Станция была задействована лишь несколько часов в сутки для удовлетворения потребностей в освещении торговых заведений и домов состоятельных самарцев. В результате потенциальные промышленные  потребители энергии  вынуждены были самостоятельно строить собственные блок-электростанции. К 1911 году таких блок-станций в Самаре насчитывалось уже 38 штук (не считая станций при крупных мельницах и заводах). Их совокупная  мощность составляла 548 киловатт – то есть была в 2,7 раза больше мощности городской электростанции. Каждая из частных станций могла давать освещение близлежащему району и создавать конкуренцию, затрудняющую дальнейшее развитие муниципального источника электрического тока.

0_9e84e_1646b16b_orig

11. Успешная работа над ошибками

В 1910 году был объявлен конкурс проектов на расширение самарской станции с призовым фондом в 10 000 рублей. Из 43 конкурсных работ специалистами Императорского технического общества был выбран проект под названием «Лучше поздно, чем никогда»,  выполненный инженером  Павлом Антоновичем Суткевичем. В проекте доказывалась необходимость изменения структуры потребления энергии за счет энергоснабжения работы пристаней и летних увеселительных заведений в тот период, когда освещение частным абонентам нужно на минимальном уровне, прокладки трамвайных маршрутов и использования новых экономичных ламп. Повысить прибыльность работы электростанции должно было и увеличение ее мощности.

«При строго рациональной постановке дела, как при самом устройстве, так и при дальнейшей эксплуатации предприятия, город может надеяться не только на безубыточное ведение дел, но и на получение довольно значительной прибыли», — писал Суткевич. В этот раз станцию строили уже гораздо более организованно и даже заложили в фундамент нового помещения грамоту с подписью губернатора Протасьева и представителей городского самоуправления. К ноябрю 1914 года новые 3200 киловатт начали свою работу на благо города, а в феврале 1915 года при помощи энергии новой электростанции  в Самаре было открыто и трамвайное движение.

Текст: Владимир Громов

Фото:  из ЖЖ Вадима Кондратьева

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Центрального государственного архива Самарской области.