НА ВЫСОТЕ НИЖНЕГО. Как четыре проекта, уже реализованных в Нижнем Новгороде, могут изменить Самару

 300

Автор: Редакция

Есть мнение, что Нижний Новгород опережает Самару в том, что касается туризма. Самое поверхностное знакомство показывает, что это действительно так — в Нижегородской области есть несколько аттракционов, которые в нашем городе пока только планируют построить или запустить. Мы решили присмотреться, подсластили ли эти объекты жизнь бывшего Горького, и примерить их на себя.

Текст: Вадим Кузнецов, Юрий Глаза

КАНАТНАЯ ДОРОГА

34

Нижний Новгород. В 2007 году нижегородские власти решили построить канатную дорогу через Волгу из Нижнего в город Бор, потому что пилить до него в объезд — двадцать с лишним километров. В “час пик” это особенно мучительно. Хотя, посмотри через речку — вот он, совсем рядом.

В январе 2010 года строительство канатки было начато. Уже в феврале 2012 ее запустили в постоянный рабочий режим. Кабины рассчитаны на восемь пассажиров, пассажиропоток — примерно 1000 человек в час, расстояние маршрута — 3661 метр. Время в пути — от 12 до 25 минут. В зависимости от размера очереди скорость либо увеличивают, либо замедляют. А очереди там бывают нешуточные. По выходным, когда нижегородцы и туристы плетутся смотреть на достопримечательность, стоять у касс приходится по 20-25 минут.

За первый год эксплуатации канатка перевезла больше миллиона человек, но вряд ли сильно стимулировала развитие Бора — по крайней мере, туристам там делать нечего.

kanat_dorv2

Самара. Было три плана, где и когда построить в Самаре канатную дорогу. Из Струкачей, со спуска лейтенанта Шмидта или с улицы Соколова. Победил последний, но только в усеченной версии (изначально во всех трех планах предполагалось открытие второй ветки на остров Поджабный, то бишь на Проран). Проект давний, но информации о нём до сих пор не много. Если вкратце, по многим параметрам (стоимость проезда, пропускная способность etc) наша канатка будет напоминать нижегородскую. К строительству, как недавно стало известно, приступят не раньше 2016 года. Радетели чистоты уникального самарского побережья против такого вида транспорта, но опыт наших поволжских соседей показывает, что если он и меняет прилегающую к станциям территорию, то незначительно, и в лучшую сторону.

===============================================================================================

МУЗЕЙ ГОРНОГО ДЕЛА

e80ea904f852914689bcdb8beef7d61b

Пешелань, Нижегородская область. В апреле 2006 года в шахте Пешеланского гипсового завода был открыт единственный в России подземный музей горного дела, геологии и спелеологии. Шахта продолжает успешно функционировать по сей день, поэтому туристам приходится спускаться в штольню среди работающих вагонеток и занятых своим делом шахтеров. Предварительный урок по технике безопасности, потом тебе выдают теплую куртку, каску и фонарик с массивным энергоблоком, который надо будет тащить на боку. После этого туриста отправляют в глубину штольни в сопровождении двух гидов.

Территория музея — восемь больших залов площадью около 3.000 кв.м. Говорят, на глубине 70 метров. Бесконечные минералы, искусственные сталактиты, настоящая шунгитовая комната. Но, в основном, куклы, иллюстрирующие сначала историю шахты, потом — разнообразный простенький интерактив. Динозавры, первобытные люди. Под конец — “Река ужасов”, у входа в которую тебя встречает сам граф Дракула, похожий на “стареющего вора в законе” из Грузии.

Музей находится в 10 километрах от Арзамаса и 120 от Нижнего Новгорода. Попасть в него при помощи общественного транспорта не так просто.

md2SuKEUYnw

Красная Глинка, Самарская область. В снежные залы горы Тип-Тяв туристов водили еще несколько лет назад, но с прошлой недели экскурсии проводятся уже на постоянной основе. Теплая одежда, каска, фонарик. Полтора-два часа при температуре -5 в бесконечных и таинственных каменных коридорах. Смотреть пока особо нечего — экспозиция создается прямо здесь и сейчас, первые туристы могут увидеть сотрудников холодильника, которые крепят указатели и убирают территорию, но именно это и цепляет. Атмосфера в коридорах стоит уникальная.

Главный организатор “холодных” экскурсий ездил пару недель назад в Пешелань и остался совершенно не впечатлён. Говорит, мало интересного интерактива, одни куклы. Он и его команда планируют теперь открыть подгорный ледобар, пустить в темные коридоры игроков в лазертаг, предоставлять самые эффектные залы под выставки современного искусства. Планов — громадье, будем ждать.

===============================================================================================

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

1

«Арсенал», Нижний Новгород. Общественная организация “Нижегородский центр современной культуры “Кариатида” появился в Нижнем Новгороде в 1992 году. Пять лет спустя на его основе и при поддержке минкульта Московский центр современного искусства (МЦСИ) открыл здесь собственный (“Поволжский”) филиал. Теперь он работает на территории нижегородского Кремля, в старинном здании середины XIX столетия.

Здание пусть старинное, но неказистое. Другое дело, что туристическая проходимость у этого места довольно высока. Ты можешь пропустить любой нижегородский музей, но в “Арсенал” поздно или рано, обязательно упрешься. И, вероятнее всего, не пожалеешь об этом. Выставки, лекции, кинопоказы, фестивали, музыкальные ивенты. Плюс кафе и большая медиатека.

Современное искусство — штука спорная, но здесь его могут правильно подать.

factory_kitchen_presentation_01022013_001

Фабрика-Кухня, Самара. Осенью 2013 года депутат Хинштейн добился передачи Фабрики-кухни государству. Приезжал Мединский, пообещал вложить 350 млн. в её реставрацию. Сказал, что откроет в ней новый (“Средневолжский”) филиал Государственного центра современного искусства. В декабре были подписаны последние документы о передаче “памятника регионального значения” в федеральную собственность. В 2015 году будут начаты ремонтные работы, в 2016 году они должны быть закончены.

Пусть наш филиал ГЦСИ находится в памятнике архитектуры, но всё же в стороне от главных туристических улиц. Так что вопрос посещаемости будущего музея вызывает опасения.

===============================================================================================

Velaro_RUS_Innotrans_2008

«САПСАН»

Москва — Нижний. В июле 2010 года РЖД запустили скоростной электропоезд “Сапсан”, который начал ходить регулярно из Нижнего Новгорода в Москву и Питер. Дорога в столицу занимает теперь 3 часа 55 минут, в Санкт-Петербург — 7 часов 55 минут.

На деле нововведение оказывается не столь приятным, как многим хотелось бы. Прежний “Буревестник” преодолевал дорогу до “Москвы” всего на 40 минут дольше, но обходился в три раза дешевле. Теперь же игра РЖД на имидж вызвала неизбежный рост цен на все маршруты в столицу.

Тем не менее, в апреле 2013 года РЖД отправили по маршруту “Москва-Нижний” ещё и скоростной поезд “Ласточка”, который идёт 4 часа. В июне-июле 2014 года “Ласточки” также пущены из Москвы в Смоленск (418 км) и Курск (534 км). В августе они полетят из Краснодара в Адлер.

Москва — Самара. В октябре 2012 года стало известно, что в рамках подготовки к Мундиалю будет запущен “Сапсан” по маршруту “Москва-Рязань-Саранск-Самара”.

План строительства должен был быть утвержден в течение 2013 года, но на июль 2014 никаких новых заявлений в этом направлений так и не было сделано.