КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Проспект Кирова, его история и достопримечательности: от Безымянлага до «Вива Лэнда»

 15 404

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы поговорим о городской магистрали, которая наделена всеми возможными добродетелями. Она имеет интересную историю, важное градостроительное значение, может похвастаться наличием интересных архитектурных объектов и памятников, по ней проходит огромное количество маршрутов общественного транспорта. Речь идет о проспекте Кирова.

Прольет свет на его историю краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев. Комментарии штатного историка ДГ Андрея Артемова выделены курсивом.


Для начала скажем пару слов о виновнике торжества, Сергее Мироновиче Кирове (в миру — Кострикове). Пламенный трибун, друг всех ленинградских рабочих и лично товарища Сталина в Самаре никогда не бывал. Обижаться на то, что один из главных городских проспектов назван в его честь, не стоит. В нашей стране по количеству улиц Киров уступает лишь величинам космического масштаба — Ленину и Гагарину.

Улица Кирова
Инфографика взята здесь

В советские годы самая известная улица Кирова находилась в Москве. Она появилась еще в XVIII веке и имя Сергея Мироновича носила с 1935 по 1990 годы. Потом ей вернули историческое название — Мясницкая.

Военное лихолетье

В нашем городе проспект Кирова сначала именовался Первым Безымянским проездом. Своим появлением на карте Самары он обязан Куйбышевскому гидроузлу, который в середине 1930-х годов планировалось построить в районе Красной Глинки, между Сокольими и Жигулевскими горами. Шоссе призвано было соединить эту площадку с БТЭЦ. Так и зародились практически одновременно нынешние Красноглинское шоссе и проспект Кирова.

Почему Безымянскую ТЭЦ построили так далеко от самого гидроузла, спросите вы. Дело в том, что снабжать электроэнергией она должна была не только его, но и десятки проектируемых предприятий Безымянки. Тогда, во второй половине 1930-х годов здесь планировалось строить не самолеты, а многотоннажные грузовики, но война изменила эти планы.

Подробнее о первоначальной специализации безымянских заводов читайте здесь.

Строительство проспекта Кирова было завершено в 1938 году, и в скором времени в свет вышли два любопытных документа. Первый из них описывает запретные зоны строительства гидроузла. Второй документ содержит особые правила дорожного движения по двум новым шоссе, ведущим к нему. Эти магистрали считались образцовыми, поэтому кому попало «топтать» их не разрешалось.

В областной прессе о стройках Безымянки до начала войны писали весьма подробно. Вот два материала, относящиеся к первой половине 1940 года – описание строительства БТЭЦ и снимок со стройки.

Внешний вид строящейся БТЭЦ вызывает ассоциации с мордорскими твердынями Саурона. Прекрасные фотографии той поры взяты здесь.

Строительство БТЭЦ

На следующих снимках — тот самый дом на 46 квартир, о котором говорится в газетной заметке (проспект Кирова, 61).

Вместе с соседними домами — № 59 и 63 — они образуют тот самый городок ИТР (в красном контуре). Рядом с ними находилось здание пожарного депо (Кирова, 57).

Городок ИТР на проспекте Кирова

Естественно, строительство БТЭЦ не обошлось без использования труда заключенных. Их надзиратели жили по соседству, в доме №51Б, который именуется «Казармой НКВД». Информация об этом здании была найдена Владимиром Громовым в архиве БТЭЦ.

Следующее фото интересно тем, что дает четкое представление о том, как выглядели Юнгородок и часть Безымянки в 1941 году. Нынешний проспект Кирова отмечен на ней красной линией. Желтой обозначено Заводское шоссе, синей — железнодорожные пути, зеленой — улица Победы.

Кировское шоссе в 1941 г.

Как ни странно, проектируя довоенную Безымянку, власти не озаботились возведением путепровода через железную дорогу. Думаю, что его всё-таки планировали – не зря же железнодорожный переезд виляет в сторону нынешней платформы Пятилетка, а не находится в створе проспекта Кирова. Как итог, мост над железнодорожными путями был построен в 1942-1943 годах. Тогда же Первый Безымянский проезд был переименован в Кировское шоссе.

В ноябре 1941 года по улице Победы до проспекта Кирова была проложена трамвайная ветка, которая заканчивалась тупиком на нынешней площади Кирова. После строительства путепровода над железнодорожными путями, с июля 1943 года трамваи пошли по проспекту Кирова в Юнгородок. В течение четырёх с половиной лет этот участок находился на балансе Наркомата (позднее – Министерства) авиационной промышленности.

Кварталы, которые виднеются вдали — так называемый Центральный поселок Безымянки. Разделение по сторонам света продержалось все 1940-е годы. Западный поселок находился в районе улицы Рыльской, Восточный более известен нам как Негритянский, а Южный соответствует нынешнему Юнгородку. Помимо этого, каждый поселок делился на кварталы, а иногда и на стройучастки. Ни о каких улицах речи тогда не шло, что сильно затрудняет исследование тогдашней географии Безымянки. Тяжело было и местным жителям, не говоря уже о приезжих.

Тогдашний проспект Кирова был застроен по чётной стороне на отрезке от Победы до Юных Пионеров, а по нечётной — от Победы до Вольской. Большая часть домов здесь 1941 года постройки. К счастью, этот район также был заснят с воздуха в годы войны.

Кирова-ФОТО-08-Куйбышев-1942-Кир.р-н

Обращает на себя внимание большая «плешь» на месте, где сейчас стоит здание администрации Кировского района (проспект Кирова, 157). Зато уже на месте здание, ныне занимаемое ФСБ по Самарской области (проспект Кирова, 58). В советское время здания занимали исполком и райком Кировского района.

Стоит отметить, что жилые дома, которыми в 1946 году застроили «плешку», удостоились премии на республиканском конкурсе в номинации «На лучшие жилые дома».

Кировское шоссе 1946
Дом №153 по проспекту Кирова. Сейчас на этом месте стоянка ТЦ «Вива Лэнд»

Добавим еще немного теплоты и ламповости Кировского шоссе 1950-х годов. На черно-белых снимках — его нечетная сторона между улицами Победы и Свободы.

Обратите внимание на фотографию справа. В кадр попали автобус ЗИС-16 и грузовик ГАЗ-АА, оборудованный под перевозку пассажиров. По информации краеведа-энтузиаста Павла Пешкова, автобусное сообщение по Кировскому шоссе между Безымянкой и Красной Глинкой было открыто в 1947 году. Спустя год автобусы стали курсировать и в исторический центр, по Черновскому шоссе.

Новому району города полагался и новый очаг культуры, которым стал нынешний ДК «Победа».

Как сообщает его сайт, первоначальное предназначение у этого здания было весьма прозаичным: гараж для пожарных машин. Переоборудование его под нужды дома культуры заняло четыре года. Лишь в ноябре 1944 года ДК «Победа» был принят в эксплуатацию. Шефство над ним взял авиационный завод №1 (он же — «Прогресс»). После постройки ДК им. Кирова «Победу» взял на поруки завод «Экран».

Послевоенный период

В первое послевоенное десятилетие Кировское шоссе развивалось стремительно. В 1950 году близ него появилось еще одно крупное и особо секретное предприятие — завод №81 «Экран».

Завод Экран

Не отставало и жилищное строительство. В 1948 году заводом имени Фрунзе был построен так называемый «Зеленый Шанхай».

Дом может похвастаться как интересным планировочным решением, так и любопытным набором лепного декора, где помимо триглифов (дань уважения античной архитектуре), серпов и пятиконечных звезд (символы Страны Советов) нашлось место и лире.

Зеленый Шанхай. Лиры

К слову, этот же музыкальный инструмент появился после реставрации на фасаде Радиодома (Красноармейская, 17).

1952 год порадовал любителей шопинга. В доме №48 по проспекту Кирова открылся филиал универмага «Юность».

Стоит сказать, что сталинки у площади Кирова — №№ 40, 42, 44, 46 (на фото внизу), 48 и 143 — выявленные объекты культурного наследия.

Проспект Кирова - 46

Двухэтажная жилая застройка после войны двинулась по нечётной стороне Кировского шоссе от Вольской к Ставропольской. Здесь же появились две новые школы — № 84 и 95.

Первая упоминается в мемуарах футболиста «Крыльев Советов» Евгения Гецко. По словам друга его детства Владимира Веревкина, школу №84 в советское время негласно называли «еврейской». Но юных куйбышевских футболистов куда больше интересовало футбольное поле этого учебного заведения.

Ремесленный переулок в сторону Каховской

На приведенной выше фотографии Владимира Нехорошева — перекресток проспекта Кирова и Ремесленного переулка. Справа за забором хорошо видна обширная спортивная площадка школы №84.

О квартале, в котором располагается школа №95, сообщает интересную информацию блогер Владимир Нехорошев.

Школа 95

По его словам, в годы войны здесь располагались продовольственные склады, которые снабжали безымянский «истеблишмент». В частности, на месте дома №197 по проспекту Кирова находился элитный гастроном №1. После войны квартал растерял свою элитарность и был застроен кирпичными домами, которые стоят и поныне. Возводили их пленные немцы.

В 1953 году был построен комплекс домов по нечётной стороне Кировского шоссе между Нагорной и Черемшанской, где располагалось Кировское РОВД, а с постсоветских времён ещё и Налоговая служба по Кировскому району.

В том же 1953 году заводом им. Фрунзе («Моторостроитель») был построен ДК «Мир», один из самых ярких образчиков сталинского ампира в архитектуре Самары. К сожалению, в 2018 году он был безжалостно снесен.

Уже упоминавшийся в нашем материале футболист «Крылышек» Евгений Гецко какое-то время посещал одну из его многочисленных секций — цирковую, где занимался жонглированием. Увы, осенью 2018 года ДК «Мир» был снесен.

Проспект Кирова в годы оттепели

В ноябре 1956 года проспект Кирова еще больше утвердился в роли крупной транспортной артерии. По нему был пущен троллейбус, благодаря которому можно было доехать от Ипподрома до Юнгородка.

Именно в этот период ровно посередине проспекта Кирова появилось промышленное предприятие — опытный завод НИИ «Стройдормаш», на котором автору этих строк довелось проработать шесть с половиной лет. В народе завод назывался «Худое ведро». Сейчас его территорию уже начали осваивать застройщики.

Худое ведро

В 1957 году был построен безымянский «Шанхай» (Кирова, 143). По тем временам он был гигантом — в нём 315 квартир, а периметр составляет порядка 850 метров. Есть мифологическая версия, согласно которой «Шанхай» возводили для будущих строителей АЭС, которую планировалось разместить на окраине Куйбышева.

Поблизости от него была построена новая медсанчасть (проспект Кирова, 38).

медсанчасть

Не остался проспект Кирова в стороне от такого явления, как народные стройки («горьковский метод»), благо свободной земли вдоль него было предостаточно. Так, рабочими завода «Прогресс» были построены двухэтажные дома по четной стороне, от улицы Черемшанской до проспекта Карла Маркса.

Кирова-ФОТО-27-Куйбышев-1950-е-пр. Кир.-Черемш.

В 1958 году чуть выше этих новостроек (в районе дома №170) было построено разворотное кольцо для троллейбусов, чтобы те в часы пик могли чаще совершать рейсы по густонаселенной части проспекта Кирова.

Зимой 1960 года здесь же открылся кинотеатр «Огонёк» (Кирова, 156).

Осенью 1961 года была закончена грандиозная стройка в истории Безымянки. Был таки введен в эксплуатацию Дворец культуры Кировского района.

При разработке его первоначального проекта за образец был взят ДК Нижнетагильского металлургического комбината, построенный в 1952 году по проекту архитектора Владимира Емельянова.

ДК Нижнетагильского металлургического комбината

Дворцу культуры в Куйбышеве повезло меньше. Его начали строить уже после того, как в свет вышло хрущевское постановление о борьбе с излишествами в архитектуре. Поэтому внешний вид его стал намного сдержаннее и скромнее.

Зато наш Дворец культуры может похвастаться десятиколонным портиком (у Большого театра колонн всего восемь), который явно не вписывался в борьбу с излишествами в архитектуре, за что тогдашний глава Кировского района КПСС Алексей Росовский получил строгий выговор.

Если сам Дворец культуры был введен в эксплуатацию в 1961 году, то памятник Сергею Мироновичу — несколькими годами позже. Его открытие приурочили к полувековому юбилею революции. До этого момента на месте памятника находилась банальная клумба.

Стоит отметить, что памятник Кирову и здание Дворца культуры имеют статус памятников истории и культуры регионального значения.

В 1966 году район площади имени Кирова обогатился еще одной достопримечательностью — подземным переходом. Посмотрите на следующее фото 1962 года и обратите внимание на пешеходов, бессистемно пересекающих перекресток Победы и проспекта Кирова.

Кирова-ФОТО-43-Автотранспортник-1962-19 октября
1962 год

В первые годы своего существования первая в Куйбышеве «подземка» активно «пиарилась» в городской прессе.

Взгляд с высоты

Благодаря снимкам с американского спутника-шпиона, сделанным в 1965 году, мы можем проанализировать его тогдашнюю застройку.

Кирова-ФОТО-34-спутник-1965-1

Вот самое начало проспекта Кирова. В верхнем левом углу снимка видны стройные ряды теплиц на улице Ветлянской. В синем круге — самый первый жилой дом по проспекту Кирова, имеющий номер 33. Пост блогера Игоря Кондратьева, посвященный ему, читайте здесь.

Кирова-ФОТО-35-спутник-1965

А это места, о которых мы уже говорили. На снимке легко можно разглядеть БТЭЦ, корпуса завода «Экран» на другой стороне проспекта Кирова и территорию завода имени Фрунзе в верхней его части.

Здесь хочется заострить внимание на образовательном кластере, который мы поместили в синий контур. Это школа №138 и социальный приют для детей и подростков «Ровесник» (бывшее здание детского сада).

Ровестник

Также на снимке хорошо виден контур футбольного поля. Это стадион «Старт», принадлежавший заводу «Экран». Памятуя о секретности этого предприятия, неудивительно, что он не попал ни в один справочник или путеводитель по Куйбышеву. Сейчас на месте стадиона «Старт» стройплощадка, на которой, возможно, появится новая высотка.

Кирова-ФОТО-36-спутник-1965

В центре снимка — перекресток проспекта Кирова с Заводским шоссе. Зеленым кружком обозначен пустырь на месте нынешнего Кировского рынка. Синим кружком отмечена территория печально известного стадиона «Восход», который появился на спортивной карте города в начале 1960-х годов.

Из года в год озвучивается информация о том, что спорткомплекс ждет глобальная реконструкция. Но, как верно подметило одно из самарских СМИ, «это произойдет после того, как выделят деньги на реализацию проекта». Когда их выделят — неизвестно. Пока же последнее появление «Восхода» в городском инфополе было связано с ликвидацией незаконного шиномонтажа, располагавшегося там.

Кирова-ФОТО-37-спутник-1965

Участок от железнодорожных путей до Ремесленного переулка. В синем контуре — территория, которую сейчас занимает ТЦ «Вива Лэнд».

Кирова-ФОТО-38-спутник-1965

Отрезок от улицы Вольской до проспекта Карла Маркса. В синем контуре — нынешняя территория Свято-Воскресенского мужского монастыря.

Монастрыский корпус

Сам он имеет адрес по улице Краснодонской, но застройка ведется и по проспекту Кирова.

Кирова-ФОТО-39-спутник-1965

Следующий отрезок — от Нагорной до Стара-Загоры (не пытайтесь найти эту улицу, в 1965 году она еще не дошла до проспекта Кирова). Желтой стрелкой отмечено троллейбусное кольцо, о котором мы уже упоминали. Желтая линия — дорога в Сад-Совхоз, на месте которого вскоре будет построено несколько номерных микрорайонов, с 12-го до 15-го.

Если приглядеться, можно заметить строящийся дом №233 (на углу с Черемшанской). Шесть домов, возведенных в 1965-1967 годах в этом квартале, на совести завода «Прогресс».

Кирова-ФОТО-58-Заводская жизнь-1967-21 ноября-2

В верхней части снимка хорошо видно крупное озеро, подходящее вплотную к проспекту Кирова (в районе дома №365).

Кирова-ФОТО-40-1-спутник-1965

А вот и последний участок проспекта Кирова. Да, в 1960-х годах он заканчивался у Московского шоссе. Синим обозначены троллейбусные линии, красным — трамвайная ветка по улице Ново-Садовой.

Троллейбусы были пущены до поляны Фрунзе в 1957 году и шли туда по 9-й просеке, которая примерно соответствует нынешней улице Бубнова.

Эпоха застоя

В 1967 году до проспекта Кирова дошла высотная застройка северо-восточных микрорайонов. Право первыми отметиться на этой магистрали получили хрущевки VIII микраша.

Кирова-ФОТО-59-спутник-1967-пр. Карла Маркса
Дома 188, 190, 192, 212, 214, 218, 220 и 222 по проспекту Кирова

Застройка здесь была комбинированной: присутствовали и хрущёвки, и девятиэтажные здания, а с 1974 года появились и дома в дюжину этажей. При этом пятиэтажки возводились в глубине квартала. Построенные позже высотки загородили их, придав проспекту Кирова более торжественный вид.

Посмотрите на следующее фото, сделанное весной 1970 года.

Кирова-ФОТО-60-ВЗя-1970-04-18-вид на VIII мкр

На нем видны разворотное кольцо троллейбусов, те самые хрущёвки, а также первая и единственная на тот момент девятиэтажка проспекта Кирова. Это дом №224, который был сдан в конце 1969 года стройцехом завода «Гидроавтоматика».

В 1969 году проспект Кирова обогатился еще одной достопримечательностью, причем государственного масштаба. Была открыта шоколадная фабрика «Россия». Ниже приведен документальный фильм о предприятии, снятый в 1975 году.

«Шоколадка» была соседом нашего экспериментального завода и в «дефолтном» 1998 году здорово помогла ему, выкупив часть заводский площадей. А тремя годами ранее контрольный пакет акций фабрики «Россия» был приобретен швейцарской компанией «Нестле».

Еще две обновки сезона 1969 для проспекта Кирова — кольца на пересечении с Московским шоссе и улицей Стара-Загорой.

В том же 1969 году Кировское шоссе получило привычный нам статус проспекта. Но кое-где уцелели указатели со старым его названием.

Кировское шоссе

В 1971 году между двумя кольцами на проспекте Кирова уже стояли девятиэтажные дома (VII и XIII микрорайоны).

Высотная застройка на отрезке от Стара-Загоры до проспекта Карла Маркса появилась в 1972-1975 годах.

Кирова-ФОТО-75-ВКа-1975-06-15-панорама XII и XIII мкр.

Отдельно остановимся на перекрестке проспекта Кирова и Линдовской железнодорожной ветки.

На фото слева видна будка дежурной по переезду, утраченные стелы у Шоколадной фабрики и мостик через Тухлый Дунай. На среднем фото — дом №170 по проспекту Кирова и кусочек железнодорожного полотна. Фото справа тоже весьма любопытно. На первом плане — все тот же мост через Тухлый Дунай и автобус с «гармошкой». Примерно до середины 1990-х годов по проспекту Карла Маркса от Ташкентской до проспекта Кирова проходило несколько автобусных маршрутов, в том числе 41.

В канун 30-летия победы в Великой Отечественной войне на пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе был открыт памятник штурмовику Ил-2.

Во второй половине 1970-х годов застройка проспекта Кирова носила точечный характер. Появлялись новые 12-этажные дома на кольце проспекта Кирова и Стара-Загоры. В одном из них открыли магазин «Планета» с большим филателистическим отделом.

В микрорайонах появлялись новые школы — №48 (VII«а» мкр) и №101 (XIII мкр).

Нашлось место для точечной застройки и на Безымянке. У железнодорожных путей заводом имени Фрунзе были построены два общежития.

По другую сторону проспекта Кирова заводом Авиаагрегат был построен дом №139. В этой же локации находится еще один подземный переход, капитально отремонтированный пять лет назад.

Подземный переход у Теннисной

Последняя советская десятилетка

1980-е годы были для проспекта Кирова временем весьма интересным. Во-первых, он увеличился в размерах, пройдя таки от Ипподрома до поляны Фрунзе. Во-вторых, до него дотянулась застройка Приволжского микрорайона, строительство которого широко освещали в прессе.

Также в начале 1980-х годов заводом «Прогресс» был освоен квартал №703, главная достопримечательность которого — Кировский районный суд (в позднесоветский период — Кировский райком КПСС).

Еще одним важным событием тех лет стало строительство станции метро «Кировская». Оно широко освещалось в прессе и не обошлось без сенсаций. 2 марта 1987 года в котловане левого тоннеля было обнаружено 16 артиллерийских снарядов калибра 152 мм.

Кирова-ФОТО-96-ВЗя-1987-03-04-сапёры на Метро

Станция  «Кировская» была открыта в конце 1987 года в составе первого пускового участка метрополитена. Она была единственной, имевшей эскалатор, и автор этих строк иногда специально делал крюк для того, чтобы лишний раз прокатиться на этой диковинке.

Вторая половина 1980-х годов была отмечена застройкой микрорайона Ипподром. Особенно стоит отметить дом №326 (новой серии 111-90), который выделялся своей длиной и вмещал в себя 360 квартир.

Кирова-ФОТО-100-Строитель-1986-5 сентября

В последние годы существования СССР удалось разрешить две проблемы. Одна из них касалась капитальной реконструкции путепровода через железную дорогу, а другая — строительства двухуровневой развязки на «бешеном перекрёстке» (проспект Кирова / Заводское шоссе).

Лихие 90-е и сытые нулевые

Начнем с двух трэндов 1990-х: начало церковного ренессанса и появление огромных вещевых рынков.

Проект постройки храма воплотился в жизнь, пусть и в виде мужского монастыря. А вот перекрытие движения по проспекту Кирова ради работы вещевых рынков говорит о многом. В те суровые годы продать что-нибудь ненужное было для многих россиян единственным средством к существованию. Отсюда и внимание властей к вещевым рынкам.

Несмотря на все невзгоды, проспект Кирова еще больше увеличился в размерах, дойдя до улицы Солнечной. Также был «истреблен» частный сектор между Ставропольской и Нагорной. Последней крупной стройкой на проспекте Кирова стал ТЦ «Вива Лэнд», открытый в 2010 году.

А в 2014 году Сергей Миронович Киров был увековечен еще и в названии моста через реку Самару.

Кирова-ФОТО-110-Самара-2016-с Кир. моста
Фото Алексея Авдейчева

Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Материалы из СОГАСПИ предоставлены Евгением Малинкиным
Фото: Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Улицы Майская и Минская
— Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Проспект Масленникова
Маяковского
Проспект Металлургов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте