Топ-14 лучших самарских фотографов доцифровой эпохи на вкус ДГ

 4 357

Автор: Редакция

При подготовке этого материала ДГ столкнулся с проблемами. Мало информации о наших фотографах. Поэтому при составлении материала редакция руководствовалась где-то симпатиями и интересом, а где-то — желанием узнать больше о неизвестных страницах городской истории. Этот список фотографов остается открытым, и мы просим вас, дорогие читатели, по мере возможности дополнить его новыми именами.

Ну а мы сами в ближайшее время представим вторую часть — топ самарских фотографов цифровой эпохи.


Николай Фиников

Фронтовой фотокорреспондент из Куйбышева, дошедший до Берлина. Вот что писала о нем в 1942 году газета “Правда”: «В самом пекле боев находится зачастую со своим ФЭДом фотокорреспондент газеты «Боевой натиск» Николай Фиников. Он делал снимки непосредственно на передовой, вместе с бойцами ходил в атаку, штурмовал укрепления противника. Его мужеству и стойкости удивлялись даже бывалые солдаты, когда он под градом пуль и снарядов откладывал автомат и брал в руки «Лейку».

До войны Николай Фиников работал в куйбышевских газетах. После, вернувшись в Куйбышев, продолжил работать фотокором Совинформбюро, а позже ТАСС по области и Куйбышевгидрострое.


Константин Головкин

Пионер самарской фотографии. Ему принадлежит множество знаковых для Самары произведений. В частности, виды Самары, снятые с кафедрального собора. Кроме того, Головкин создал первое в городе фотографическое общество. Произошло это 115 лет назад! Хотя, признаемся честно, интерес у Константина Головкина, как и у остальных учредителей общества, был вполне меркантильный. Они все были владельцами магазинов с фототоварами.


Олег Давыдов

Крестный отец самарского гламура? Нет, намного круче. Олег Давыдов, можно сказать, создал современную фотографию в Самаре. Принес сюда современное отношение к фотоискусству. И пусть на некоторых этапах карьеры его заносило в чрезмерный глянец, вклад Олега в развитие фотографии в Самаре невозможно переоценить. Он поменял представление о фотографии как искусстве. А это дорогого стоит. Он первым начал снимать селебрити, делать большие фотопроекты, открыл галерею “Коллекционер”. Да всего и не перечислишь… А он продолжает двигаться вперед.


Михаил Перегудов

Без Миши самарскую фотографию невозможно представить. Не он первым начал снимать куйбышевских девушек ню, но именно Михаил стал для Самары Хью Хефнером, с коррективой, конечно, на местные условия. Обнаженных девушек Михаил снимал так страстно, что был бит за это неоднократно. Но его эротическая газета “Михаил” пользовалась большим спросом четверть века назад. Кстати, фотографировать Михаил так и не научился.


Евгений Рябушко

Главный enfant terrible самарского фото. В легендах о далеком прошлом повествуют, что именно Женя дал первые уроки фотографии Олегу Давыдову. Но это миф, конечно. Женя снимал в стиле кухонного постсоветского сюрреализма: довольно жуткие картинки с участием жены, сына и разных девушек. Эротикой это можно назвать только с тяжелого похмелья, но именно работы Рябушко в свое время так впечатлили Ольгу Свиблову, что она купила у мастера несколько десятков работ для коллекции МДФ-МАММ. Снимает ли Евгений сейчас, доподлинно неизвестно.


Владимир Каковкин

Его нет с нами уже три года. Владимир был “одним из”, и только сейчас, пересматривая его наследие, начинаешь понимать, как хорошо он мог уловить своей камерой дух эпохи, ускользающее время. Его репортажи не просто динамичны — они живые. Даже много лет спустя. Володя (как и большинство самарских фотографов из списка) был универсален, но практически в каждом жанре он оставил после себя несколько работ, уровень которых невозможно превзойти. И, конечно, великолепное профессиональное чутье.


Ян Саркисян

Ян интересный и стильный фотохудожник. При этом его стиль формировался в последние годы у нас на глазах. И сейчас видно, что Ян не просто преемник традиций, как некоторые воспринимали его участие в проекте Fixxer, но очень оригинальный автор со своим символическим языком, иногда совсем скупым, но из-за этого особенно убедительным. Кроме того, Ян Саркисян активно продвигает фотографию в пространство частных галерей. Это очень важное для нашей фотографии, но, увы, неблагодарное дело. Покупать фотографию как произведение искусства без предзаказа в Самаре не очень привыкли.


Юрий Стрелец

Председатель местного объединения фотографов, опытнейший самарский фотокор, виртуоз спортивного (особенно футбольного) репортажа, один из вдохновителей и организаторов конкурса “Самарский взгляд”. Юрий Хаимович Стрелец — настоящий символ самарской фотографии старшего поколения. У него множество наград самого разного уровня, и большинство за спортивное фото. Но не менее интересны его городские пейзажи или “социалка”.


Сергей Осьмачкин

Осьмачкин появился на страницах журнала “Советское фото” в конце восьмидесятых, и его потусторонние городские пейзажи сразу продемонстрировали уникальный стиль автора. Сергей Осьмачкин — эстет-перфекционист, делающий шедевры из высохшего листа на асфальте, но снимать на заказ он вряд ли станет.

Благодаря Осьмачкину за самарским фото закрепилась репутация очень концептуального. Чистое искусство — это к Сергею. Спосособствовало и объединение Fixxer, которое уже в новейшие времена Сергей создал вместе с другим фигурантом списка — Яном Саркисяном.


Дима Недыхалов и Саша Во

Единственный в Самаре творческий фотодуэт, который существует (иногда) и по сей день. Дима и Саша настолько различны между собой, что вместе у них получаются вещи, не похожие на сольное творчество. Шизоидные фантазии Во и мастеровитость во всем Димы дала нашей фотографии совершенно иной уровень проработки и осознания фотографии как процесса.

Благодаря Саше и Диме самарская фотография вплотную приблизилась к изобразительному искусству, при этом роль фотошопа в изысках дуэта стремится к нулю. Всё ручками золотыми. Вплоть до пинхола.


Валерий Афанасьев

Это фотограф высочайшего технического уровня. Валера создавал в рекламной фотографии настоящие шедевры. Выверенный стиль, кропотливая работа со светом и цветом, огромный опыт и сфокусированный взгляд. Афанасьеву нет равных в качестве картинки. Технически безупречен. С точки зрения эмоциональной, фотография Афанасьева выглядит яркой, но пресной. И развитие технологий сыграло с Афанасьевым злую шутку. То, что он виртуозно снимал одним кадром, теперь быстрее и дешевле собрать в фотошопе.


Михаил Мусорин

Создатель и бессменный руководитель фотошколы “Самара”. Михаил Мусорин вырастил не просто несколько поколений самарских фотографов. Он во многом определяет своей школой пути развития фотографии в нашем городе. Когда в адрес его фотошколы звучат слова критики, то в основном Мусорина обвиняют в узурпации фотообразования в Самаре. Критикам можно ответить одно: сделайте лучше!

Кроме школы, Михаил Мусорин (совместно с В. Приваловым) является автором самого настоящего учебника по основам фотографического мастерства.

Фоторабот Мусорина вы не найдете в открытом доступе. Перед вами подборка произведений его учеников.


Владимир Привалов

Один из лучших пейзажистов. Человек, который снимает пейзаж, добиваясь от картинки ощущения абсолютной гармонии. Кроме того, он автор учебника по фотографии, кандидат технических наук, изобретатель, автор книги о Николе Тесле, автор 44 изобретений и 150 научных публикаций, награжден медалями ВДНХ и ВВЦ РФ. То есть самый настоящий шестидесятник, способный к талантливому и красивому решению любой задачи.