«Театры на окраине не живут»

Интервью с врио министра культуры Сергеем Филипповым: почему самарскому драмтеатру нужен пристрой

 704

Автор: Евгений Золотухин

.

,

После несостоявшегося открытого конкурса на замещение должности министра культуры Самарской области, Сергей Филиппов продолжает исполнять обязанности с приставкой врио. Перспективы назначения нового человека на этот пост или сохранение позиций прежнего чиновника теперь полностью зависят от губернатора. Такое положение вещей может затянуться на неопределенный срок, между тем, болевых точек на культурной карте региона меньше не становится.

Один из погубленных в зародыше скандалов (спасибо реакции Дмитрия Азарова) касался грядущей реконструкции театра драмы. «По недомыслию» чиновники поместили вторую сцену театра в Струковском саду, а через спуск улицы Куйбышева, переходящий в Волжский проспект, решили перекинуть мост. Проект явно появился не просто так. Разговоры о реконструкции театра тянутся последние 10 лет. Какова ситуация на сегодняшний день, мы попросили прокомментировать врио министра культуры Сергея Филиппова.

Кресла приносят деньги

— Реконструкция театра, действительно, необходима давно. К счастью, там пока ещё нет аварийной ситуации, но, если история с реконструкцией будет затягиваться ещё на год-два-три, то она может возникнуть. И тогда театр просто не сможет функционировать.

Когда мы говорим о реконструкции, то понимаем, что зрительный зал должен соответствовать всем современным требованиям. Связано это в первую очередь с вопросами безопасности. Зал сегодня не проходит по многим параметрам: ширина проходов, количество проходов, наличие боковых проходов и так далее. Если мы останемся в прежних параметрах зрительного зала, то внутренняя реконструкция приведёт, безусловно, к уменьшению количества мест. По разным оценкам, от 150 до 200 кресел может потеряться. Ну, пусть даже 150, — это достаточно существенно. При том, что театр крайне востребован.

Аншлаги здесь обычное дело, купить билеты не так просто. Это во-первых. А во-вторых, для театра финансовая ситуация сегодня важна. Напомню, что у нас театр драмы уникален в отличие от многих остальных госучреждений. Только на треть его бюджет состоит из средств, которые перечисляет министерство культуры в части госзадания. 2/3 они зарабатывают сами. И потеря зрительных мест, естественно, даст отрицательный финансовый результат. На него завязана заработная плата труппы и администрации театра, потому что мы из бюджета выделяем только часть средств. Все надбавки, премии и так далее они зарабатывают самостоятельно. Понятно, что снижение зарплаты может повлиять на состав труппы. В рыночной ситуации удержать людей крайне сложно. А мы, в принципе, очень рассчитываем на то что, что наш молодой талантливый актерский коллектив сохранится. Поэтому возникает вопрос, как компенсировать потерю зрительских мест.

dramteatr_small

Пристрой или второе здание

— Второй вопрос связан с тем, что у театра драмы исторически отсутствует полноценная малая сцена. Малый зал, по сути, переделанный репетиционный зал, сейчас уже никаким нормативным требованиям не отвечает. И один из вопросов, который театром ставился во время реконструкции, — либо создание полноценной малой сцены, либо появление нового зрительного зала. Именно отсюда возник вопрос, как минимум, пристроя. Как вы помните, обсуждались разные варианты расширения театра в сторону сквера Пушкина, где сейчас хозяйственный двор, с сохранением общей стилистики здания.

Спорный был вопрос. Архитектурное сообщество, да и в целом городское сообщество придумывали разные эпитеты этому проекту: «тянитолкай», «баржа», как только его не называли. Пришли к мнению, что это ухудшит внешний вид театра, который, к тому же, ещё и объект культурного наследия федерального значения. Существовали другие варианты пристроев, в том числе соединённые переходом с основным зданием. Опять же в сторону сквера Пушкина. Но тогда возникает вопрос, что будет со сквером. Удастся ли его сохранить, не уменьшиться ли его территория. Площадка в городе популярная, мы понимаем, что к ней надо относиться очень бережно.

Наконец, третий вариант — это появление дополнительного здания. Собственно, то, что предлагал ещё покойный Вячеслав Гвоздков. У него была идея построить не малую сцену, а полноразмерный зал. Где театр мог бы давать дополнительные спектакли, может быть, другого репертуара, в рамках экспериментальной сцены. И куда на время реконструкции театр вообще мог бы переехать без всяких потерь. Видимо, реконструкция затянется не меньше чем на три года. Задача спокойно этот период пережить, не теряя ни репертуар, ни труппу, ни публику. Соответственно, эта новая сцена могла бы потом остаться либо в качестве второй сцена драмы, либо могла бы стать гастрольной сценой, поскольку в Самаре, к сожалению, избытка театрально-концертных площадок нет. Более того, они в дефиците. Гвоздков предлагал это здание построить на месте летнего театра в Струковском парке (еще до его реконструкции, — прим. ред.). Были даже предварительные проработки минстроя, которые показали, что да, в эти габариты театр можно вписать со зрительным залом в 650 мест, со всеми необходимыми репетиционными помещениями. Ну, то есть, полноценное театральное здание.

golodetz samara
Вице-премьер Ольга Голодец. Фото: kremlin.ru

 Утром проект, вечером деньги

— Теперь поговорим о проблемах. Это деньги. Довольно большие средства. Первоначальный расчет показал, что на строительство такого здания понадобится примерно полтора миллиарда. Мы понимаем, что это исключительно средства областного бюджета. Никаких денег на новое строительство академического театра федеральное министерство сейчас не даст. Полтора миллиарда — нагрузка для бюджета серьёзная. Понятное дело, хотелось бы её избежать, именно поэтому этот вариант до сих пор не реализован. Вариант пристроя выглядит более предпочтительно.

Что такое пристрой? Юридически — это реконструкция — реставрация памятника, то есть объекта культурного наследия, с приспособлением для современного использования. Можно «в одну корзину» упаковать пристрой и попытаться получить в том числе федеральные средства на такую реконструкцию. Могу сказать, что Дмитрий Азаров уже обращался к Ольге Голодец с просьбой оказать содействие в финансировании реконструкции театра драмы. Соответствующее поручение министерству культуры России дано, но Минкульт, естественно, ждёт от нас проектно-сметную документацию. Без нее обсуждать вопрос о финансировании с федеральным ведомством абсолютно бесполезно, это общие правила и все их прекрасно знают. Пока мы можем говорить только о том, что моральная поддержка у нас есть. Осталось предъявить готовый документ — проект.

Появившийся на торгах конкурс, вероятно, продолжение этой истории. Это попытка дополнительное здание театра привязать к уже существующему. Ну как, условно, пристрой, и попробовать с этим проектом зайти в федеральное министерство. Но, насколько я понимаю, история со Струковским парком тоже совсем непростая. Начнём с того, что Струковский парк сам по себе объект культурного наследия регионального значения. Поэтому все ограничения, связанные со строительством, так или иначе там присутствуют. Для того, чтобы эти ограничения преодолеть, необходима достаточно серьёзная процедура. Наверное, она возможна. Не гарантирована, но возможна. Но мы понимаем что есть ещё проблемы, связанные со знаковым для города местом. И без какого-то обсуждения, без презентации проекта, серьезного анализа, полноценных слушаний таких решений никто принимать не будет. И это правильно.

Драмтеатр на месте завода

— По поводу строительства театра на других площадках, о чем также сейчас активно спорят. Я слышал предложения размещения нового здания театра драмы на территории бывших советских заводов, — ЗИМа, 4 ГПЗ, клапанов, наконец, на территории стрелки Волги и Самары. Начнем с того, что все вышеперечисленные территории находятся в частной собственности. Прежде, чем обсуждать там какое-либо строительство, нужно решить вопрос с землёй. Везде вопрос договоренностей с собственниками. Если такие договоренности будут, наверное, тоже можно их рассматривать. Но с осторожностью. Есть такая устоявшаяся позиция, что в большинстве городов театр должен находиться в центре города. Ну, не живут театры на окраине.

Текст: Анастасия Кнор

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook