МУЗЕЙНЫЙ ДЕНЬ

Фоторепортаж: особняк Клодта, Музей императорской армии и публичная библиотека

 768

Автор: Андрей Артёмов

В минувшее воскресенье мы совершили путешествие по самарским музеям, не обойдя стороной и несколько памятников архитектуры, а также неизведанных доселе локаций старой Самары. Тем, что увидели и услышали наши экскурсанты, мы делимся сегодня с вами, дорогие читатели.

Особняк купца Клодта (Куйбышева, 139)

Дом, который благодаря своим архитектурно-эстетическим достоинствам не теряется на главной улице купеческой Самары. Внутри особняк Клодта не менее прекрасен, чем снаружи. Правда, от первоначальных владельцев остался лишь один предмет интерьера — зеркало из венецианского стекла. Но, учитывая количество арендаторов, владевших особняком после революции, от редакции газеты и коммуналки до детского сада, это неудивительно.

В одной из комнат особняка Клодта собраны артефакты рубежа XIX-XX веков. Вещи, предметы быта и интерьера, которыми вполне могли пользоваться Иван Андреевич и члены его семьи. Как нам сказали по секрету, в конце декабря экспозиция здесь серьезно обновится. Пока же самый свежий экспонат — комод, украшенный мордами злобных сатиров.

В соседней комнате стоит его величество камин, выписанный по каталогу рижской фабрики «Цельм и Бем». Мужчины на центральном изразце — не абстрактные фигуры, это своего рода репродукция с картины Карла Людвига Беккера «Антон Фуггер сжигает долговые облигации Карла V в 1535 году».

Зеленый уголок особняка Клодта наполнен не только растениями, но и предметами дореволюционного быта. Здесь же фотография, на которой Иван Клодт хорошо проводит время в компании своего приятеля Александр Щербачева и двух пока не опознанных дам.

Также не будем забывать, что особняк Клодта — это не только памятник архитектуры, но и очаг культуры — Детская картинная галерея. Например, сейчас в ее стенах проходит выставка работ всероссийского конкурса детского рисунка «Все, что я люблю, или Давайте познакомимся». Сюжеты и стилистика работ различны, но ДГ как автора легендарных «Открыток» радует большой количество котов на картинах нашего подрастающего поколения.

А на следующем фото — лишь малая толика того, что творят юные самарцы на керамическом фронте. К слову, экспозиция находится в подвале особняка Клодта.

IMG_8843

«Церковь с часами»

Один из самых таинственных храмов Самары неизменно привлекает внимание экскурсоводов и их подопечных. А за его реставрацией следят журналисты и блогеры. Так, в мае прошлого года были опубликованы фотографии «до» и «после», на которых прекрасно видно, что «Церковь с часами» уже не может так называться. Часов-то нет!

Впрочем, изучив немногочисленные снимки, прежде всего с Волги, можно понять, что современный облик колокольни хоть и менее эффектный, но более соответствующий первоначальному виду храма Казанской Пресвятой Богородицы старообрядцев австрийского («белокриницкого») согласия.

Откуда же, спросите меня вы, на колокольне появились часы? В 1980-х годах, когда в храме располагался клуб станкозавода, молодым куйбышевским архитекторам Макридину, Манзарову и Мишину предложили разработать проект его реконструкции. Колокольня к тому времени сильно пострадала от недавнего пожара, и, как итог, ее внешний вид был серьезно переработан. В том числе она обзавелась часами.

Церковь

Тогда же родилась легенда о том, что храм использовался для тайных масонский собраний. Такую версию высказал архитектор Михаил Макридин еще в 1980-х годах в интервью одной из куйбышевских газет. На это, по его мнению, указывали некоторые элементы ее постройки. «Впрочем, это только мое предположение», — резюмировал зодчий. Но это предположение оказалось очень и очень живучим.

«Триумфальная арка» на улице Алексея Толстого

А вот и тот участок исторического центра, где еще не ступала наша нога. Да, за 4,5 года существования экскурсий от ДГ улица Алексея Толстого в промежутке от Льва Толстого до Ленинградской не была нами пройдена. Первая остановка здесь — рядом с «триумфальной аркой». Яркий пример победы элитного жилья над исторической застройкой дореволюционных окраин.

Задание для самых внимательных — отыскать эту арку в ее первозданном виде на фотографии справа.

Дом Осипа Полуэктова

Еще один пример навсегда утраченного. Слева — фотография рубежа XIX-XX веков, на которой запечатлен дом купца Осипа Корнеевича Полуэктова.

Как видите, от его резной красоты ничего не осталось. Биография Осипа Полуэктова тоже пока не изучена, а вся история дома умещается в один комментарий в ЖЖ.


«Жил в этом доме с зимы 1952-1953 до 1977 г., а родители до 1991-го. Пятилетним привез меня из детского сада старший брат, как оказалось, на «новую квартиру», в этот удивительный, сказочно красивый дом. Чуть сохранила память его первозданный вид со стеклянным цветным витражом веранды, располагавшейся за входной группой парадного входа.

Мы жили в квартире из двух комнат, одна из них — бывшая «буфетная», а вторая — часть обеденного зала. Вторую половину которого занимала одинокая руководительница изостудии Дворца пионеров. Прямо за этим «пищеблоком» продольный коридор делал зигзаг, открывая пространство с шикарного вида чугунной винтовой лестницей, шедшей наверх, в молельную. Еще целы были росписи стен гостиной маслом. Росписи являлись натюрмортами, представлявшими пищевую тематику. Разрезанный арбуз, фрукты в вазе, фазан на блюде и т.п. Высота потолка гостиной — 4,2 метра, периметр которого украшала добротная лепнина. Полы паркетные с центральной розеткой метра 2-3 в диаметре.

Главные помещения здания обращены во двор, в сторону Волги, и, видимо, на момент постройки имелся и вид на неё. А летом 1953-го всех выселили во двор в имевшиеся у всех добротные сараи — дровяные кладовые и снесли все крышные конструкции, веранду с цветными витражами, и возвели дополнительный этаж коридорного, коммунального типа. Семье по комнате. Но тогда люди были рады и этому. Село переходило в город, город нуждался в трудовых ресурсах, а время строительства хрущевок ещё не наступило…»

Музей Русской императорской армии (Ленинградская, 23)

Наша следующая остановка — уже на улице Панской. Интересующий нас музей является частью галереи Nostalgie, в которой нашлось место и дореволюционным артефактам, и современному искусству.

Что же касается Музея Русской императорской армии, то есть две хорошие новости. Первая — его коллекция регулярно пополняется. Вторая — в музее есть возможность примерить на себя головные уборы лихих кавалеристов, а также подержать в руках их оружие. И запечатлеть себя в таком виде на фото.

А теперь мы дадим слово создателю — коллекционеру Андрею Болдыреву. Вот его выступление на открытии Музея Русской императорской армии.

А на его ютуб-канале вы можете найти видео-ролики, посвященные отдельным мундирам, представленным в экспозиции музея.

Публичная библиотека (Куйбышева, 95)

Мы вновь вернулись на улицу Дворянскую, чтобы посетить дом купца Христензена. История его была непроста и полна разнообразными событиями. Блистал здесь широтой ассортимента Сарептский магазин, заглядывали в Александровскую публичную библиотеку Горький и Ленин, после революции в доме успели пожить банковские работники и военные.

Сейчас обо всем этом напоминают музейные комнаты. Дореволюционная, где находятся экспонаты времен Самары купеческой. Мой фаворит — коробок спичек фабрики «Олень». Все потому, что он имеет отношение к милой моему сердцу теме «еврейской Самары», так как до революции фабрика принадлежала казенному раввину иудейской общины города Льву Зелихману и называлась «Волга».

Следующая остановка — музейная комната советского периода. Смотрит на нас со стены дедушка Ленин, готово в любой момент взвиться красное знамя, а на столе ждет своего читателя собрание сочинений товарища Сталина.

Завершилась наша экскурсия розыгрышем призов: изданий из золотого фонда краеведческой литературы и сертификатов на скиду от Domino’s Pizza.

ДГ благодарит Марину Шлыкову за предоставленные для розыгрыша книги.

Фото: Елены Вагнер
Еще больше фото с нашей экскурсии ищите здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook