БОМЖИ, СВАДЬБЫ И ДРУГИЕ ПУТИ К СЛАВЕ. Продюсер Вадим Морозов делится опытом в книге и в разговоре

 354

Автор: Редакция

.
,

Словосочетание «самарский продюсер» сложно воспринимать всерьез — ну куда, спрашивается, и ради чего в Самаре продюсировать? Однако более подходящего определения для рода деятельности Вадима Морозова нет. Он совершал первые важные шаги вместе с «Братьями Грим», успешно популяризировал Федула Жадного, помог освоиться в околотворческих сферах нескольким менее известным группам… Теперь же более-менее весь опыт Морозова оказался увековечен в книге «Практика продвижения музыкальной группы», презентация которой состоится в эту пятницу, 5 сентября, в 18:30 в областной библиотеке. Мы встретились с продюсером-писателем, чтобы понять, как относиться к этому изданию, и получили свою порцию наставлений.

Текст: Данила Телегин

morozov— Крайне серьезная тональность книжки — с примерами возможных договоров и прочим — насколько вообще подходит к нашей недоделанной музыкальной индустрии?

— Договоры там приведены, чтобы совершенно неподготовленные люди могли что-то взять себе за образец: «балду», «рыбу» — называй как хочешь… А там уже можно под себя подстраивать. Многие группы составляют договоры совсем иначе или обходятся вообще без них. Документы нужны, когда появилось нечто, что можно делить… Или, скорее даже, так — они помогают расставить точки над i, чтобы у всех был одинаковый взгляд на то, что происходит.

Почему такой серьезный подход? В первую очередь, книжка нацелена на молодежь, которая научилась играть на инструментах и грезит о достижениях, но в некоторые нюансы, в силу своего возраста, не посвящена. Моя цель — проинформировать их о том, что в этой сфере случается. Чтобы люди были подготовлены. Сам знаешь — «если бы молодость знала, если бы старость могла»…

— Как насчёт иллюстрации всех этих серьезных процессов примерами из практики?

— Я старался сопроводить примером каждую рекомендацию, которую даю в книге. Скажем, я написал о том, как важно взаимодействовать с публикой, импровизировать. И привел замечательный случай импровизации из жизни Федула. Он как-то вышел из «Подвала» перекурить после саундчека, и тут к нему подошел бомж, попросил подать на опохмел. Федул говорит «пошли, сейчас всё будет» и потащил его внутрь. Охрана бомжа ни в какую пускать не хотела, но Федул на своём настоял, посадил у барной стойки, угостил стопкой водки, поболтал за жизнь, а потом говорит — «у меня концерт начинается, пошли со мной выступать». И бомж действительно вышел на сцену, на подтанцовку — публика была в восторге!

— В чём продюсерское удовольствие — в обратной связи, которую он получает (ведь не в деньгах же)?

— В первую очередь, продюсерское удовольствие в том, чтобы достигать целей. Как у любого человека. Но, конечно, это больше для души. С финансовой точки зрения продюсирование — очень рискованное занятие. Можно ничего не заработать, но потратить много времени… Кстати, многие путают продюсера и инвестора. Продюсер свои деньги не вкладывает — он только продвигает проект.

— И что, находятся люди, готовые вкладывать в музыку?

— Это как раз работа продюсера — найти таких людей, заинтересовать их. Как? Поставить себя на их место. Понять, почему им должно быть интересно. С какого перепугу в тебя вкладывать, если лучше яхту себе купить и кататься на ней? Но что если снять инвестору рекламный клип, а он тебе в ответ денег на музыкальный клип даст?..

Вообще источники денег разные могут быть. Бывает, музыканты сами спонсируют своё продвижение — например, откладывают на него деньги, заработанные на концертах.

— Многих музыкантов вполне устраивает перспектива поигрывать в свое удовольствие и никуда особенно не продвигаться…

— Об этом я пишу в предисловии: моя книга — для тех, кто хочет серьезно заниматься музыкой. Если это для вас хобби, если вас устраивает изредка играть, работая с девяти до шести, — то это одна история. Если ты хочешь посвятить этому жизнь, то совсем другие усилия приходится прикладывать. Самый первый пункт, о котором я говорю — поставить цель. Если ты не хочешь двигаться, то ты и не будешь двигаться.

— Вы наверняка слушаете много местных музыкантов. Как вы оцениваете, многие ли таких, кто может достичь, если возьмётся за ум?

— По моим самым приблизительным подсчётам в Самаре порядка тысячи групп. Из них тех, которые могут чего-то добиться — штук пять, не больше. Но, опять же, вопрос, хотят они этого или нет… Тут ещё воля случая, провидение играет роль.

— У вас много таких случаев было?

— Когда человек занимается чем-то всерьез, посвящает этому все свои мысли, он начинает находить гораздо больше вариантов и случаев, чем тот, кто думает о том же эпизодически.

Например, случайная встреча может принести неожиданную пользу. Вот, поехал я на сплав по реке Белая, познакомился там с людьми, и это никак не было связано с музыкой. А в результате они неоднократно приглашали меня и Федула к себе в Питер и, как результат, концерты Федула в культурной столице участились.

Когда ты постоянно думаешь о продюсировании, ты, конечно, и в разговорах об этом упоминаешь, и постоянно что-то внезапно «выстреливает». Вообще, работа продюсера — это, в первую очередь, общение с людьми.

— Этим общением эффективнее заниматься в Москве?

— Конечно, поскольку всё туда стекается. Но и в Санкт-Петербурге жизнь насыщенная. Федул, представь, там выступает сейчас на свадьбах. И не с какой-то музыкой, а своей собственной! Вообразить себе, что Федул Жадный выступает на самарской свадьбе с музыкой Федула Жадного — ну, может, однажды такое может случиться. А в Петербурге они вместе с Иваном Туристом уже на третьей или четвертой поют — и все гости отплясывают! Менталитет, видимо, у публики другой.

— Работа с Федулом на каком-то этапе была экстремальным занятием. Есть ли в книжке главы, посвященные тому, как управляться с творческими личностями. Что, например, если в коллективе есть безмерно талантливый человек, но раздолбай?

— Если говорить о Федуле, то он точно не раздолбай… Нет, к сожалению, такого я не догадался написать. Там именно азы, базовые знания. Музыкантам, которые давно занимаются музыкой, книга вряд ли будет интересна — разве только убедиться, что все это они уже знают. В ней очень много полезного с точки зрения ликвидации юридической неграмотности, организационных моментов… То есть, я хотел показать начинающим, что есть множество разных нюансов, о которых они, возможно, не подозревают.

— А есть группы, о которых вы жалеете, что не взялись их продюсированием?

— Нет таких. Но, опять же, книга написана на промежуточном этапе. Никогда не знаешь, что будет завтра. Может, одна из моих групп «Вот Чё Бойс» внезапно придёт и скажет, что наработала материала на двадцать лет вперёд, готова выдвигаться в Москву и штурмовать стадионы — и тогда у меня появятся новые задачи и новый опыт.

obloga

P.S. Уже когда материал был почти готов, Вадим Морозов попросил включить в текст ответ на вопрос, существует ли формула успеха музыкальной группы. «Это прежде всего Талант музыкантов плюс общая Цель и согласованность Действий, помноженные на Упорство, и всё это, возведённое в степень его величеством Случаем и госпожой Удачей, — написал продюсер, —  Что касается Таланта, Случая и Удачи то это не в нашей власти, а вот Цель, Действия и Упорство — то, что зависит лично от каждого. В книге описаны Действия, направленные на продвижение, основанные на моей личной практике. Совершив подобные Действия группе не гарантирован успех, она лишь сделает несколько шагов на пути к нему».

P.P.S. Книгу можно приобрести в магазине «Чакона».