БОРЬБА С ПОЛЛЮЦИЯМИ

Московский кинофестиваль глазами Виктора Долонько. День пятый

 689

Автор: Редакция

.

,

Новый обзор фильмов с Московского кинофестиваля от Виктора Долонько ознаменован разгромными рецензиями на картины знаменитых режиссеров. К счастью, среди разочарований прошедшего дня все же нашлись картины, которые Виктор Викторович рекомендует к обязательному просмотру.

Очередной день Московского кинофестиваля для меня оказался днем больших разочарований. На самом деле, как ведет себя человек, любящий кино, которому говорят, что вечером единственная возможность посмотреть фильмы Тома Свинтерберга и Теренса Малика? Он, естественно, идет на эти фильмы.

Банально. «Рыцарь кубков» Теренса Малика

В рамках “тропической эйфории” программы Андрея Плахова, где он набирает экспериментальное кино со всех концов света, была показана картина “Рыцарь кубков”. Картина американца — это едва ли не единственный серьезный чисто американский фильм. К тому же лауреат “Золотого медведя”, призера Каннского фестиваля и так далее, и так далее. Любой кинолюб относится к Малику очень хорошо. Но тут произошла беда.

Если Малик в других фильмах теоретизировал относительно философии, космологии в таком достаточно облегченном виде, то потом эти сюжеты заканчивались и начинались очень добротно выстроенные истории, которые снимали все эти недоумения по поводу его “юношеских” упражнений. Малик человек достаточно взрослый, ему за 70.

А тут получился фильм, который я бы поставил в одну линейку с “Облачным атласом” и “Господином Никто”, которые я абсолютно не приемлю. Такая философия Light. Такие произведения искусства, которые стоят в одной линейке с каким-нибудь Паоло Коэльо. Что-то ужасное.

Это сочинение напоминает философию юношей старших классов и первых курсов вузов, которые продолжают бороться с поллюциями. Это примитивно, банально. Все эти бесконечные разговоры: “Я Отец ваш, дал вам крылья, а вы поселились на сгустке Вселенной, обуянном пороком, и забывшие о своем предназначении”. Все это такая ахинея. Настолько банально, настолько прямолинейно и неинтересно. А здесь весь фильм построен таким образом.

При этом на экране Кристиан Бэйл, Антонио Бандерас, Натали Портман, Кейт Бланшет — в общем, первый ряд голливудских актеров, но использует он их в худшем виде.
Я очень расстроился, тем более что “Рыцарь кубков” был первым фильмом на фестивале, когда зал брали штурмом.

Обычный глянец. «Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга

Второй фильм Томаса Винтерберга. Я думаю, никому не надо представлять этого человека. Он в пятерке датских кинематографистов, подписал 20 лет назад манифест, который назвали Манифестом догмы. Подписал вместе с Ларсом фон Триером, причем Винтерберг после подписания этого договора был первым кинематографистом, которому удалось снять фильм и получить сертификацию.

Тогда эти люди отказывались от глянца, от использования профессиональных актеров и договаривались о том, что будут идти путем экспериментов и поисков. И вот прошло 20 лет, и Винтерберг, мало того что представляет не европейскую, по большому счету, картину, а американскую, так она “голливудская” в полном смысле этого слова. Это в полном смысле глянец.

В качестве основы для этого произведения был роман Томаса Харди. Это обычная, совершенно традиционная костюмная мелодрама в интерьерах Англии последней четверти XIX века. Историю Батшебы Эвердин я рассказывать не буду.

Что он добавил от себя, так это невыносимое презрение к женщинам, которые только и занимаются тем, что рушат мужские судьбы. А так это обычный глянец, который надо показывать на всех экранах, и девушки постбальзаковского возраста с платочками обеспечат кассу.

5933

Ничего нового. «Арвентур» Ирины Евтеевой

Третье разочарование, хоть и помельче, потому что и фигура помельче. Это Ирина Евтеева, чудесный отечественный мультипликатор, за плечами которой куча экспериментальных фильмов вроде “Маленьких трагедий”, вроде “Петербурга”, к которой с большим уважением относятся киноманы.

Здесь она представила “Арвентур”, ленту по произведениям романтика и прозаика серебряного века Александра Грина. Фильм, в котором снимаются достаточно интересные петербургские актеры, Сергей Дрейден, Леонид Мозговой. Лента, которую она сняла в той же самой технике, в которой снимала мультипликацию с очень интересной пластикой, которая рождается на границе двух методов.

Фильм состоит из двух частей. Первая часть — это рассказ об Александре Грине, к сожалению, попавшем в советский Петроград 20-х годов, который не приемлет новую действительность, и новая действительность не приемлет его, и единственно, как он может примириться с этим, это через те волшебные выдуманные миры, в которых он живет.

Вторая часть — это даосская притча о художнике и его слуге. Проблема заключается в том, что по сравнению с теми лентами, которые она снимала до этого, это никакой не шаг вперед. Это топтание на месте, это никаких новых режиссерских, операторских и так далее решений она не привнесла.

И тот чудесный литературный материал, который она выбрала, рассыпается, требуя более бережного отношения. Хочется чего-то большего, а этого нет. Мы увидели ее такую, какая она есть, какая она была в предыдущих лентах, и никаких подвижек после этих лент не произошло.

5879

Добротная «чернуха». «Герои зла» Сое Берриатуа

Добрался я вчера до основного конкурса. Там был фильм испанца Сое Берриатуа. Фильм, который называется “Герои зла”. Это хорошо нам знакомая продукция по 90-м годам.

Молодые люди в силу своей природной агрессивности и ужасного поведения, их собрали в одном классе, где они проходят перевоспитание. Кто-то перевоспитывается и встает на путь исправления, становится полноценным членом общества, а кто-то этого не делает и погибает в битве с жизнью, как говорится.

Это очень хорошо знакомый сюжет по отечественной “чернухе”. Несколько удивительно был осмотреть на то, что этот фильм снимает человек, выросший в кинематографической семье.

Фильм не лучше и не хуже многих других. Я не понимаю, почему кино в конкурсе, наверное, есть причины. Но я повторяю, это добротная, чернушная подростково-молодежная драма.

302804.5.700xp

Никто не скрывает. «Взгляд тишины» Джошуа Оппенгеймера

А два фильма восполнили все те минусы, которые я с лихвой получил на этих четырех фильмах.
Первый фильм, совершенно потрясающий, американца Джошуа Оппенгеймера, который называется “Взгляд тишины”.
Это блестяще сделанная лента о последствиях событий, которые были в Индонезии в середине 60-х годов. Те, кто не помнит, это время, когда президент Индонезии Сукарно объявил о том, что он выбирает коммунистический путь развития, и по всей стране началась резня. Вырезали коммунистов под лозунгами: “Они не верят в бога”, “Они спят с чужими женами”, “Они убивают своих противников”.

Спустя 50 лет молодой человек пытается разобраться, что произошло с его братом, который был убит в той резне. И молодой человек идет по домам этих убийц, про которых его мама говорила, что они убивали нашего сына, они убивали его соратников. В результате они захватывали их дома, их земли, их жен, обогащались и теперь живут как уважаемые члены общества. Они занимаются политикой, занимают государственные должности и вообще. Более того, они не забыли эти преступления.

Когда молодой человек идет по их домам с кинокамерой, никто не скрывает, что они занимались этими убийствами, и когда молодой человек добирается до самой сути, до уголков их души, где еще сохранилась вина, они советуют ему: ты же не хочешь повторения это резни? В таком случае забудь об этом. Это единственный способ сохранить гражданский мир и спокойствие.

Хотелось бы горько пошутить, что это чисто индонезийская история, но вы же понимаете, что для нас она чрезвычайно близка и понятна. Посмотреть, как эти мерзавцы, подонки, убийцы с гордостью они говорят о том, что они совершили, издают книги по этому поводу, иллюстрируют своими рисунками — на самом деле фильм оставил потрясающее впечатление. Думаю, он обязателен к просмотру.

5984

Индийский тренд. «Изгнанница» Чурни Гангули

С шестым фильмом произошла совсем нелепая история. Я выходил с фильма Оппенгеймера, надо было себя занять, и я зашел в первый попавшийся зал, где был фильм программы “Женский взрыв”, которая включает ленты женщин-режиссеров.

Бенгальская актриса, которую зовут Чурни Гангули, выступила в качестве режиссера. Это фильм “Изгнанница”, биографический фильм о бенгальской поэтессе, которая писала статьи, стихи, прозу, направленные против религиозного экстремизма, чем вызвала радикальный религиозный взрыв в Калькутте. В результате этого взрыва власти, не желая себе неприятностей, высылают ее из страны, и она поселяется в Швеции, где живет уже 20 лет и старается вернуться на Родину.

Фильм не предвещал ничего, чтобы я там остался, потому что фильм индийский. Он снят в co-production со Швецией, но недаром говорят, что индийское кино — это новый тренд мирового кинематографа и индийские фильмы привлекают к себе внимание всего мира.

Я сел в этом кинозале, со мной давно такого не было. Я увидел лицо главной героини и не смог уйти. Это тот тип лиц, про которые нельзя сказать, что они красивы. Нельзя сказать, что они обладают какими-то удивительными особенностями, особенным благородством. Про эти лица можно сказать только одно: они завораживают и не дают возможности оторваться. Я смотрел фильм, не отрываясь от экрана. Фильм замечательный.

Вся эта ирония по поводу индийского кино тут совершенно неуместна, это очень добротная биографическая драма, очень хорошо сделана. С блестящим переводом стихов поэтессы, которые идут в субтитрах. Советую всем посмотреть.

В прокате фильм не появится, он провальный с экономической точки зрения, но этот фильм спас мой вчерашний день.

5992

Сегодня на фестивале очередной, постфинальный день, который для меня пройдет под знаменем Ульриха Зайдля, австрийского режиссера. Я буду смотреть два его фильма. Это фильм “В подвале”, новая картина, расскажу обязательно о нем. И фильм, который не показывали в России, которого нет в русских торрентах, который называется “Звериная любовь”.