Вам лечиться надо

Медицинский туризм: как его развивают в Турции и что нужно сделать, чтобы в Самаре было не хуже

 468

Автор: Евгений Золотухин

Медицинский туризм превращается в элемент новой мировой экономики. Пока Россия только мечтает заполучить себе пациентов из других стран, такие государства, как Израиль или Германия, уже поставили дело на поток. Теперь куда сложнее будет переубедить богатого россиянина лечиться на родине, потому что тренд сформировался. За границу едут лечиться не только за качественной медицинской помощью, но и за комфортом, и за отношением персонала. В борьбу за туриста, нуждающегося в медицинских услугах, включаются все новые страны.

Турция последние 10 лет выбрала оздоровительный туризм стратегией развития своей экономики. И вот уже в четвертый раз она собирает десятки делегаций из разных стран, чтобы рассказать о своих достижениях и пригласить к себе в гости на лечение. Саммит в сентябре был посвящен термальному туризму. Делегацию из Самары провезли от самых дорогих до самых бюджетных термальных курортов. Посмотрев, как у них, невольно задумаешься — а что у нас?

Организатором деловой поездки в Турцию для самарской делегации выступил международный центр здоровья «ОПТИМА МЕД«, который является официальным представителем Турецкой ассоциации медицинского туризма THTC в Поволжье. В состав делегации вошли представители ведущих медицинских учреждений Самарской области и СМИ.

Мэр — экскурсовод

Городок Сындыргы расположен в материковой Турции, вдали от моря. Маленький, всего 15 тысяч населения. Он мало кому известен, туристы там пока диковинка. На термальные источники в местный отель, похожий на средние российские турбазы, приезжают в основном свои. Между тем, здешняя вода отличается уникальным химическим и биологическим составом. Например, в собственном номере можно принимать радоновую ванну. На вершине соседней горы бьет горячий источник 94 градусов по Цельсию. Любимый трюк — сварить в нем яйцо, — и все радуются как дети. Этот источник обогревает городок Сындыргы и дает воду в здешний отель. Правда, по дороге она остывает примерно до 30 градусов.

20190929_155150

В автобусе собрались, чтобы ехать из отеля в городок. С переднего сиденья поднялся мужчина, и, улыбаясь во весь рот, заявил, что он сегодня будет работать нашим экскурсоводом. Но только сегодня, потому что завтра он снова пойдет работать мэром. Так мы заполучили в провожатые самого знаменитого человека здешних мест.

— Когда-то наш городок был греческим. Но 150 лет назад туркам велели вести оседлый образ жизни, и потихоньку они вытеснили греческое население. Но мы бережем их наследие. Одно из самых красивых зданий нашего города выполнено в греческих архитектурных традициях. Когда-то здесь располагался военный штаб, потом школа. А теперь мы решили, что здесь будет бутик-отель, — рассказал он.

Экрем Яваш (так зовут мэра Сындыргы) ведет нас в почти готовый отель. Мы любуемся на ковер в 30 квадратных метров, которые соткали местные ткачихи, на старинную кованую дверь, на восстановленный паркет.

Мэр мечтает сделать место привлекательным для туристов. Плоды его усилий мы оцениваем буквально на каждом шагу.

Центральная площадь Сындыргы — это, разумеется, мечеть, медресе (мусульманская школа) и большое общественное пространство, где проходят разные мероприятия — от проводов в последний путь до фестиваля ковров. 15 лет назад она была вся заставлена старыми домами, которые снесли в угоду современному проекту. Здесь же, чуть в сторонке, большая чайная под открытым небом. Мэр с гордостью рассказывает, как он приучает людей работать на туриндустрию.

— Мы начали с того, что открыли в центре магазин местных сувениров. Любой желающий может сдать сюда свои изделия. По итогам месяца с ним производится расчет исходя из реализованной продукции. Видите, каждый товар подписан именем, — это имя производителя. Налогов они не платят — мы сделали им освобождение. Зато 400 бабушек теперь имеют подработку и создают неповторимый бренд города. Мы разрешили им каждое утро в 7:45 приносить на площадь и продавать выпечку, молочную продукцию, и многие здесь завтракают. Это был первый этап преображения нашего города. Когда мы закончили это место, взялись за вторую площадь, — рассказал мэр города.

Вторая площадь Сындыргы больше похожа на европейскую. Она раскинулась перед мэрией. Слева украшена исторической застройкой, справа высятся красивые современные здания. Место для фотографий — буквы, которыми выведено название города. Первая — в форме аиста. Мэр рассказывает, что их город — единственный подобный, который имеет свою символику. Более того, она была выбрана неслучайно. Каждый год на здание мэрии прилетает гнездиться пара аистов. На многих городских домах есть такие гнезда, и потревожить их считается невозможным. Когда пару лет назад здание мэрии обновляли и перестраивали, главной задачей было успеть закончить к тому времени, когда аисты прилетят. Гнездо с крыши сначала бережно сняли, а потом вернули на место. Птицы ничего не заметили, и живут там, как прежде. Мы спросили мэра, сколько лет он уже находится на своем посту. Пятнадцать, — улыбнулся Экрем Яваш. А кто вы по профессии? Учитель географии и отец троих сыновей.

Умный отель

На берегу турецкого побережья Эгейского моря в ряд выстроился целый ряд термальных отелей. Между собой соревнуются уровнем продвинутости СПА-процедур, оборудованием для индустрии красоты и, разумеется, комфортом. Один из лучших в этой цепочке — отель Venus. Довольно стандартная экскурсия по отелю могла бы завершиться таким же стандартным и вежливым «спасибо», если бы владелец отеля не спросил в конце, что мы сами хотели бы посмотреть. Кухню, — сказал придирчивый российский гость, взращенный на опыте «Ревизорро». Нет проблем, — был нам ответ. Начали с того, что в отеле существует особая диета для гостей. Ничего жирного и жареного, только здоровое пробиотическое питание.

Первыми перед нами распахнули двери холодильных камер и мест для хранения продуктов. Так красиво и грамотно раскладывать по полкам продукты могут не в каждом дорогом супермаркете, не говоря уже о товарном соседстве. Каждый вскрытый полуфабрикат подписан и маркирован. Для каждого вида продукции здесь свое разделочное место и свои ножи. Все металлические поверхности тщательно вытерты, что даже не видно следов капель (а хозяйки знают, что нержавейка хранит их особо бережно).

— Здесь у нас духовые шкафы, которые оснащены функцией самоочищения, — рассказывает владелец. — Это очень удобно подстраивать все системы под производственные нужды. Вентиляция включается автоматически. Огонь на плите загорается только тогда, когда на конфорку ставят кастрюлю или сковороду, и тут же гаснет, когда снимают. Системы регулирования температуры, влажности, — это тоже всё есть, как и бактерицидная обработка помещений.

Стерильность увиденного была поразительной. И это тоже входит в систему безопасности отдыха, особенно для медицинского и оздоровительного туризма.

В Турции не скрывают, что основной целевой контингент термальных отелей — это люди, как сейчас говорят, серебряного возраста. Город Эдремит, где расположен отель, совершенно не располагает обычной туристической инфраструктурой. По большому счету, здесь некуда пойти. По горам можно прокатиться на джип-сафари, посетить скудный этнографический музей, пройти 15 метров по настилу над развалинами римского дома. Ни шумной набережной, ни больших ресторанов. Сюда едут за тишиной и здоровьем. 95 миллионов оливковых деревьев, источники природной минеральной воды, чистый воздух, горы и море. У жителей Стамбула это место очень популярно. У туристов из других стран — нет. Видимо, именно поэтому в местном аэропорту пока нет таможни. Путь сюда лежит через Стамбул, что не для всех удобно. Турки это признают, и говорят, что будут менять ситуацию.

Эмин Чакмак — основатель и председатель Турецкой ассоциации медицинского туризма THTC, рассказал, как он встречался с президентом Турции Эрдоганом, и что на государственном уровне понимают важность развития медицинского и оздоровительного туризма. В частности, в Турции субсидируют развитие частной медицины. Если инвестор вкладывает средства в строительство или оснащение медицинского объекта, на каждый вложенный рубль он получает столько же от государства. Страна является лидером в Европе по термальным источникам, и грех это направление не сделать флагманским. Турция кропотливо ведет свою политику по популяризации оздоровительных направлений, приглашая бесплатно представителей разных стран на свои саммиты, рассчитывая к 2023 году получать доход не менее 20 миллиардов долларов.

20190927_182739

Есть чему поучиться

Светлана Шишкова, Заместитель главного врача по экономическим вопросам и развитию Самарского областного онкодиспансера:

— Понятие медицинского туризма появилось в России, наверное, три-четыре года назад. С тех пор мы начали практиковать его уже в своем обиходе. Причём, понимая не только приезд иностранного пациента, но и пациента из другого региона Российской Федерации. Давайте возьмем нашу область — онкологию. Сегодня невозможно привлечь пациента какими-то новинками в технологии, потому как в онкологии существуют стандарты, по которым работает весь мир. Важно подобрать правильную лекарственную терапию, важно вовремя сделать лучевую терапию на нужной стадии. Другое дело, что сегодня пациент больше испытывает доверие всё-таки не к российской медицине. И переломить это недоверие мы посчитали необходимым, зайдя на путь доказательства Европе, что мы являемся клиникой мирового уровня.

Каким образом мы это сделали? Мы вышли на компанию Temos, которая сертифицирует всю Европу по руководству «Качество лечения и ухода за иностранными пациентами», получили сертификат соответствия. Это добровольная сертификация, необязательная, но мы посчитали, что попадая в перечень баз данных европейских клиник, у нас гораздо больше шансов привлечь не только иностранного пациента, но и нашего, российского, который выбирает клинику.

Пройдя эту дорогу, мы столкнулись ещё и с тем, что мы не знаем многого, что ждёт европейский пациент от российской клиники. Не только технологии, как оказалось. Нужно научиться его сопровождать, обеспечивать логистику. Применять такие понятия, как медицинская виза. То есть, это всё то, что не является медицинской услугой. Вот направление, которое мы готовы передать любой внешней компании, способной им заниматься. Оно сложное, бесспорно. Но запрос такой уже имеется.

У нас тоже есть непростые направления, которые мы обязаны обеспечить. Это информационная безопасность при обработке персональных данных иностранного пациента. В России принята своя система защиты персональных данных, для европейца существуют стандарт, который утверждён в Евросоюзе. И создать тот самый информационный контур, который обеспечивает его защиту, оказалось достаточно дорогим удовольствием. Компаний с такими компетенциями единицы. Это монопольная услуга, которая стоит недешево.

С точки зрения экономической эффективности вложений в этот процесс, большой вопрос, как много приедет к нам европейцев? Когда получится окупить вложения, которые мы сделаем в рамках этой системы? Мы понимаем, что речь идет о достаточно узком сегменте пациентов, который выезжает за пределы своей страны в поисках медицинской услуги. По большому счёту, одно лечебное учреждение не в состоянии создать такую правильную систему. Это однозначно государственная политика. И поэтому, когда год назад в рамках нацпроекта медицинский туризм был выделен в приоритет, конечно, это стало большой надеждой на то, что сегодня государство объединит усилия регионов. Именно объединит.

Ни о какой конкуренции регионов и тем более лечебных учреждений речь не идет. Уместно говорить о конкуренции стран. Поэтому Россию надо представлять пулом лечебных учреждений из разных регионов. Должны быть распределены технологии, цены, чтобы охватить максимально широкий круг пациентов. Вот это как раз я и увидела в Турции. Показывая термальные отели, нам показали разные по стоимости отели. И все время делали акцент на их уникальности, хотя, однозначно, они конкурируют внутри себя за местного пациента. Но с точки зрения государственной политики было сделано грамотное распределение реперных точек. Где они видят свой рост, как его оценивают, какие технологии они будут представлять миру. Есть такие вещи, которые Турция нам четко продемонстрировала: сегментирование продукта, привлечение прессы со всего мира и гостеприимство. Они, действительно, были гостеприимные. Они привлекли бизнес, население, они показали нам, приехавшим, что нам рад любой житель страны. Что он поможет нам в любой ситуации, накормит, напоит и культурную программу нам создаст. По сути, это общее дело, которое и мы тоже должны делать сообща».

Справка

В Самаре по привлечению иностранного пациента работают две организации: компания «ОПТИМА МЕД» и Ассоциация лечебного и оздоровительного туризма (АЛОТ). Помимо чисто практических задач, они занимаются формированием бренда российского здравоохранения и созданием «товарной стратегии» для региональных клиник.

Партнерский материал

Текст и фото: Анастасия Кнор

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook