КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улицы Майская и Минская: от Пролетарского поселка до XVI микрорайона Самары, о котором мало кто знает

 1 094

Автор: Андрей Артёмов

Думаю, большинство горожан на вопрос: «Сколько в Самаре номерных микрорайонов?», без колебаний ответят: «15!». И будут неправы.

Сегодня мы поговорим о микрорайоне, официально носящем гордый номер XVI. Его принципиальное отличие от прочих номерных заключается в том, что его территория была достаточно хорошо обжита уже к началу Великой Отечественной войны.

Взглянем на карту Куйбышева 1940 года. На ней мы отметили красной линией Кировское шоссе, а желтой — нынешнюю улицу Ставропольскую.

samara1940

Как вы видите, по нечетной стороне Кировского шоссе имеется достаточно большой поселок. Оранжевой точкой отмечена территория местного кладбища. Оно находилось примерно в границах улицы Майской,  Мирной и Черемшанской. При строительстве дома №160 по последней из них было найдено множество человеческих костей. Подробнее об этом читайте здесь.

Само собой, поселок представлял собой исключительно частный сектор. Именовался он либо Пролетарским, чуть реже — Северным. В связи с этим продемонстрируем схему, опубликованную на развороте сборника документов «ВПК Куйбышевской области в годы Великой Отечественной Войны».

Схема застройки Юнгородка в Куйбышеве

На нее не попали поселок Восточный, известным нам как Негритянский и наш сегодняшний герой — поселок Северный (самый редко упоминаемый из всех).

Трудно сказать, кто первоначально застраивал этот поселок, но вероятнее всего, его появление было связано с работами по возведению БТЭЦ (конец 1930-х годов). В послевоенный период главным попечителем Пролетарского поселка был почивший в бозе 9 ГПЗ. На это указывают материалы из газет.

Лирическое отступление: название улицы (в последней заметке) неправильное, на самом деле речь об улице Кромской. В заметке, касающейся благоустройства поселков, название улицы Свободы почему-то взято в кавычки. Но вернемся к Пролетарскому поселку и 9 ГПЗ.

Евгений Альмяшев: «В одном из таких заводских домов (как на улице Кромской) жила семья моих родственников, глава которой работал на 9 ГПЗ. До того, как была построена троллейбусная линия по проспекту Кирова, ему приходилось ходить на работу и с работы пешком».

Как мы уже говорили, поселок Пролетарский представлял собой частный сектор с множеством улочек. Естественно, дожить до наших дней было суждено далеко не всем из них. Восстановить историческую и топонимическую справедливость нам поможет список переименованных улиц Безымянки от 1949 года.

ФОТО-Майская-Минская-08-ВКа-1949-03-20-переименование улиц в Кир. р-не

Подкрепим его и спутниковым снимком 1965 года. Как вы видите, он щедро сдобрен метками. Вот, что они обозначают:

ФОТО-Майская-Минская-10-Спутник-1965-рабочий

Красная линия — проспект Кирова,
Желтая линия — улица Ставропольская,
Красный пунктирутраченная улица Краснофлотская,
Желтый пунктирутраченная улица Бородинская,
Желтый квадратик — дом, в котором жили упоминаемые в статье родственники Евгения Альмяшева,
Парные желтая и зеленая линии — граница между частным сектором 9 ГПЗ и КМЗ,
Красный контур — фундамент первого высотного дома Пролетарского поселка: мужского общежития завода «Экран», которое сдадут «под ключ» в конце 1965 года,
Фиолетовый контур — территория опытно-экспериментального завода (в народе — «Худое ведро»),
Голубой контур — Безымянское автотранспортное предприятие,
Коричневый контур — школа № 73 (построена в 1960 году) и школа-интернат № 117.

Что касается любимых нами списков избирательных округов, то упоминание в них Пролетарского поселка начинается в 1939 году.

В городской прессе Пролетарский поселок упоминался редко. Вспомнить можно разве что заметку 1960 года о Безымянском АТП, автомобили которого страдали от грязных и разбитых дорог. Ворота АТП располагались на улице Мирной, а его внешний вид в 1962 году — на фото справа.

Грязь, касательно этой локации, упоминалась и позднее, например в 1986 году.

Постепенная застройка Пролетарского поселка современными домами началась в середине 1960-х годов с уже упомянутого нами общежития завода «Экран».

Свои «земельные наделы» в Пролетарском поселке получили и другие самарские предприятия. Так, построенные в конце 1950-х годов двухэтажки по улице Мирной (161,163,167) находились на балансе Опытно-экспериментального завода. В 1965-1975 годах территорию между Минской и проспектом Кирова осваивали заводы «Прогресс», «Металлург» и «Экран». Но это были разрозненные дома, не связанные какой-либо общей градостроительной концепцией.

Все изменилось в 1980 году. Тогда строительный цех Авиазавода начал «освоение» Пролетарского поселка. Здесь должен был появиться полноценный микрорайон, который в те годы называли либо XVI, либо Авиа-2 (первый Авиагородок строился в тот же период между Заводским шоссе и улице Железной Дивизии). Первым домом XVI микрорайона стал дом №37 по улице Минской.

Первоначальные границы нового микрорайона были достаточно обширны. Хотя может быть в газетной заметке имеются в виду границы исконного Пролетарского поселка: проспект Кирова, улицы Ставропольская и Советская, а также проспект Карла Маркса.

В 1981 году велось строительство двенадцатиэтажного дома №№ 35/154 по Минской/Черемшанской и начаты работы по длинному дому по Черемшанской, 156. Заселяли его в два захода, в 1981-1982 г.г. Хорошую результативность явил «андроповский» 1983 год, добавивший к пейзажам улицы Минской дома №№ 29, 31 и 33/133. Летом того же года в прессе появилась информация о строительстве больничного комплекса.

ФОТО-Майская-Минская-27-За ударные темпы-1983-17 июня

Больница, имеющая ныне адрес по улице Мирной, 169 была введена в эксплуатацию в 1989 году.

ФОТО-Майская-Минская-14-больница

В связи с ее строительством попала под снос изрядная часть здешнего частного сектора, в тот числе и дом, в котором жили родственники Евгения Альмяшева. Они получили жилье в одном из домов Авиационного завода по адресу Минская, 33 / Черемшанская, 133.

Следующая газетная заметка датируется также 1983 годом и интересна тем, что в ней подробно рассказывается о проектировании пешеходной торговой улицы в XVI микрорайоне. Эта задумка заняла не один год, но была исполнена.

Упоминаемый в статье архитектор Николай Никитин приложил руку и к созданию Дворца спорта авиационного завода. Обратите внимание, что пространство между домами в центре микрорайона планировалось замостить железобетонными плитами, а не асфальтом. Любопытно и упоминание известного советского архитектора Георгия Гольца, дипломной работой которого стал проект города-сада в Останкино.

Застройка пешеходной зоны XVI микрорайона была завершена к 1988 году. Но останавливаться на ней подробно мы не будем, т.к оба дома-гиганта, образующих ее, относятся к улице Черемшанской.

Пешеходная зона XVI микроарйона

Жилая застройка XVI микрорайона продолжалась на протяжении всех 1980-х годов и завершилась на улице Минской. Там в 1990 году был возведен дом №39, внешне заметно отличающийся от своих типовых коллег. Некоторое отношение к нему имел уже упоминавшийся завод «Металлург».

Разыскать упоминания о строительстве домов XVI микрорайона в городских газетах не удалось, но на помощь пришла «многотиражка» Авиационного завода.

В этом же районе, через дорогу от авиаторов, строил свои дома и трест «Промстрой».

Ныне исконная застройка Пролетарского поселка держит оборону на улицах Кромской, Угличской, Ливенской и Болховской, а сам этот топоним практически забыт.

Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев

ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook