КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Максима Горького: от Речного вокзала до Струкачей. Дома грузчиков, пароходные пристани и первая очередь набережной

 1 962

Автор: Андрей Артёмов

Мы продолжаем путешествие по улице Максима Горького. Второй этап нашего пути стартует с улицы Венцека, там, где начинается полноценная набережная Волги.

Первую часть материала читайте здесь.

Архитектурная палитра здесь подобающая. До Ленинградского спуска протянулись парадные сталинки, а место между ними заняло очень выразительное здание эпохи начала освоения классического наследия. Это управление Средневолжского речного пароходства, ОКН федерального значения, притом самый «молодой» в нашем городе. Дата его постройки — 1937 год, архитектор Александр Ушаков.

Дом водников

Этот посткоструктивистский гигант попал, в том числе, в альбом «Советская архитектура за XXX лет РСФСР».  Что же говорят о нем профессиональные архитекторы? Вот отрывок из книги «81 архитектурный шедевр: путеводитель по современной архитектуре Самары»:

Очень яркий представитель переходного периода советской архитектуры, когда к конструктивистской основе применены классические элементы и детали. Это на редкость удачный пример постконструктивизма с гармоничным сочетанием пластичной формы и тонко проработанной деталировки.

Здание великолепно вписано в рельеф и расположено на массивном гранитном стилобате, с которого ниспадают лестницы к набережной. В гроте у основания некогда находилась скульптура сидящего на скамейке Сталина. Две башни объединены ионической колоннадой, поддерживающей просторную парадную террасу второго этажа.

Перед ныне нелепо остекленной нишей примерно в 1938 году был установлен памятник «Ленин и Сталин в Горках».

39 ул М.Горького Управление Волготанкера Ленин Сталин 1938-1954 г

По понятным причинам в 1954 году он был демонтирован. Взглянем на улицу Максима Горького тех лет.

Улица Максима Горького в 1950 году
Фото предоставлено сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным.

Сталинка, позирующая нам на первом плане, построена в 1950 году. Та, что поодаль, на углу с Ленинградской, — в 1956-м.

А теперь обратим свои взоры непосредственно на набережную, на ее третью очередь, которая появилась в начале 1970-х годов. В дореволюционные времена здесь размещались многочисленные пристани.

Карта Самары 1910 года (2)

Участок между нынешними улицами Венцека и Ленинградской был особенно богат на них. На следующих фотографиях — внешний облик указанных на карте пристаней. Обратите внимание на казенную, с ее помпезным мавританским стилем.

Но пристани эти остались только на старых фотографиях и открытках. Ныне набережную Волги здесь украшают иные достопримечательности, хорошо известные каждому самарцу. Например, фонтан «Парус» под Ленинградским спуском.

Ресторан Парус

Рядом с ним скульптурная композиция «Бурлаки на Волге», в которой товарищи бурлаки тянут расшиву по течению реки.

Отрезок улицы Максима Горького от Ленинградской до Некрасовской интересен сразу по нескольким причинам. Во-первых, здесь находится первый полноценный архитектурный ансамбль застройки волжского берега, так называемые Дома грузчиков.

Дома грузчиков

Они были построены в 1935-1938 годах по проекту архитектора Леонида Волкова. Их наименование в списке ОКН весьма замысловато: «Ансамбль застройки улиц Максима Горького: жилой дом с культурным бытом, жилой дом плавсостава и ИТР Средневолжского речного пароходства, жилой дом грузчиков Госпароходства».

Дом грузчиков

Что же пишут об этих домах архитекторы? Вновь обратимся к книге «81 архитектурный шедевр: путеводитель по современной архитектуре Самары»:

В 1930-е годы сложился ансамбль ведомственной застройки Средневолжского речного пароходства. Первым его элементом стали три жилых дома, построенных вдоль вновь сформированной прибрежной улицы Максима Горького. Это был первый шаг к упорядочиванию застройки волжского склона, который в то время был занят складскими и промышленными постройками.

Парадный образ фасадов основан не на пустом декорировании, а на выверенных соотношениях до деталей ограждений и переплетов. Оригинальный темно-зеленый цвет вкупе с элегантной пластикой придает фасадам прочтение ар-деко. Изящная деталировка ассоциативно отсылает к лиричной архитектуре деревянных дебаркадеров, которых на Волге до недавних пор было великое множество.

Естественно, эти дома неоднократно попадали на мушку куйбышевским фотографам. Вот хотя бы эти два снимка, сделанные Николаем Финиковым.

Единый ансамбль с Домами грузчиков составлял деревянный речной вокзал. Он был построен в 1936 году по проекту все того же Леонида Волкова.

Речной вокзал Куйбышев

Вокзальный комплекс был образован двумя корпусами, связанными крытыми галереями с аркой входа к причалам, который был обращен в сторону города. Ведущей архитектурной темой стала строгая колоннада, опоясывающая все сооружения вокзала. У главного входа стояли фигуры Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Также Речной вокзал славился своим рестораном-«поплавком». Он находился на втором этаже одного из дебаркадеров и имел ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, там всегда было свежее пиво. Во-вторых, вид на реку и свежий волжский ветерок, так необходимый жарким летом. И в-третьих, там было сравнительно дешево и туда можно было заглянуть, имея в кармане всего 2-3 рубля (в ценах 1950-х годов). С 1967 по 1971 год строилось новое здание речного вокзала, а старый деревянный, к сожалению, был снесен.

Как это часто бывает, какие-то достопримечательности уходят безвозвратно, а на их месте часто появляются новые, которые порой становятся культовыми. Яркий пример — товарищ Сухов.

Федор Иванович, как и мечтал, добрался до Самары и занял свое место на третьей очереди набережной. Произошло это в 2012 году. Место было выбрано не случайно: в не сохранившемся до наших дней доме на углу Ленинградской и Максима Горького провел детские годы автор сценария «Белого солнца пустыни» Валентин Ежов.

В ста метрах от бравого красноармейца совсем свежий памятник – Корабль толерантности, построенный в рамках «Волгафеста» 2019 года.

Корабль толерантности

Вот мы и добрались до Некрасовского спуска. Здесь тоже наблюдается преемственность поколений в виде стоящих друг напротив друга народной бани купца Матвея Чаковского и цитадели самарского совриска — галереи «Виктория». Об улице Некрасовской мы конечно поговорим отдельно, а пока взгляните на нее образца 1900-х годов.

Некрасовский спуск -- Предтеченская ул. баня Чаковского

Не менее любопытны и две следующих фотографии. Они сделаны в 1958 году с балкона дома №127. Здесь мы видим и речной вокзал, и матушку Волгу, по которой курсируют, не в пример нынешнему времени, множество судов.

Сам дом №127 строился в 1890-х годах, одновременно с паровой мельницей купца Павла Журавлева, что стоит чуть выше, на улице Алексея Толстого. Ее мукомольная история осталась в далеком прошлом. Еще до войны мельница была приспособлена под жилье.

На этом участке улицы Максима Горького также не обошлось без памятника. Здесь увековечена память о теплоходе «Кашгар», на котором в 1916 году проходили реабилитацию раненые на фронтах Первой мировой войны солдаты.

А вот набережная в районе улицы Льва Толстого пустынна. Ни тебе памятников, ни арт-объектов, только строится очередной элитный дом. В советское время на его месте находилось маленькое, но гордое предприятие – котельный чугуно-литейный завод №1.

Screenshot_1

В советское время он назывался Продмаш. Как вспоминают очевидцы, «На нем во время войны и некоторое время после делали солдатские полевые кухни. Эти изделия стояли по всей Обороне (Алексея Толстого), дожидаясь своей отправки. Заводик ликвидировали в начале 70-х годов».

Последний жилой дом по улице Максима Горького имеет номер 131. А вообще предельная нумерация зданий по ней доходит до цифры 139. Но это сейчас, в XXI веке. Так, в справочнике 1936 года можно отыскать упоминание организации с адресом Максима Горького, 206. Территориально оно находилось где-то под Вилоновским спуском, но мы не будем туда спешить.

Улица Максима Горького

Остановимся на Красноармейском спуске, центре первой очереди самарской набережной. Именно он чаще всего позировал на фотографиях, отображающих красоту облагороженного волжского берега. Следующие газетные заметки датированы 29 июня 1957 года, когда первая очередь набережной была официально открыта.

Чтобы вы понимали разницу, вот фотографии этой же локации до благоустройства.

Первая очередь набережной после открытия была сразу же снабжена идеологически выверенными скульптурами советских тружеников.

Этот гипсовый соцарт до наших дней не дожил. Зато в начале 2000-х годов на пересечении Красноармейской и Максима Горького был установлен памятный камень. А на его месте, со временем, должен был появиться памятник основателю Самары князю Григорию Засекину. Локация, как мы знаем, была выбрана другая, но свято место пусто не бывает и на осень 2018 года было анонсировано открытие здесь памятника Петру Алабину. Кто знает, может быть и для Петра Владимировича уже подыскали новое место.

Хотя прошлой осенью новый памятник поблизости все-таки появился. Увековечен был клен, герой песни ВИА «Синяя птица», который с 1975 года работал под крылом Куйбышевской филармонии.

Примерно в этом же районе, на берегу Волги, в 1929 году было построено новое здание для самарского яхт-клуба. Его проект разработал Петр Щербачев. Здание, что логично, имело форму корабля.

Яхт-клуб на берегу Волги

В годы войны в нем находилась школа минеров, а в середине 1940-х эта прекрасная, но, к сожалению, деревянная конструктивистская постройка сгорела.

Яхт-клуб-2

Продолжая тему утраченного, скажем и о часовне князя Владимира. Она первоначально также была деревянной, принадлежала Иверскому монастырю и была построена в 1888 году в честь 900-летия крещения Руси. Территориально находилась на нынешней набережной, чуть не доходя до Вилоновского спуска. К 300-летнему юбилею дома Романовых часовня была перестроена в камне.

Струковского сада располагалась часовня князя Владимира, построенная в 1913-м.Часовня была снесена в конце 1920-х годов. 

Собственно на этом улица Максима Горького и завершается, упираясь в территорию воинской части. Но наш рассказ о ней на этом не заканчивается. Напоследок мы скажем о транспортном значении улицы Максима Горького. Ведь за свою историю она повидала все виды общественного транспорта.

Первым сюда пришел трамвай. Уже в 1915 году можно было проехаться на нем по улице Максима Горького от Венцека до Красноармейской.

Пути по Красноармейской
Трамвайные пути на углу нынешних Максима Горького и Красноармейской

Впрочем, трамваи курсировали здесь лишь в летнее время. Пассажирское движение по улице Максима Горького просуществовало до 1938 года.

За год до закрытия движения трамваев к пароходным пристаням был пущен автобус. Он отправлялся туда, как и трамвай, от железнодорожного вокзала, но в отличие от него следовал вдоль Струкачей. Автобус связывал два куйбышевских вокзала вплоть до начала Великой Отечественной войны.

К слову, движение автобусов по улице Максима Горького могло начаться значительно раньше. Ещё в 1932 году трест «Самкомтранс» надеялся получить 37 автобусов, в связи с чем разработал будущую маршрутную сеть. Вдоль Волги должно было пройти два маршрута: от лесных пристаней (2-я очередь набережной) до Хлебной площади и от железнодорожного вокзала до пароходных пристаней. Но в итоге автобусы «Самкомтрансом» так и не были получены.

Троллейбусное движение по улице Максима Горького запустили в 1952 году. Маршрут троллейбуса №3 следовал от железнодорожного до речного вокзала, его трасса практически совпадала с трассой довоенного автобусного маршрута. В 1956 построена новая линия, связавшая Речной вокзал и Хлебную площадь. На данный момент троллейбусное движение сохранилось лишь на участке между улицами  Венцека и Комсомольской.

Троллейбус №16

Тема, требующая отдельного изучения, — железнодорожные пути, которые еще с дореволюционных времен пролегали вдоль берега Волги.

Узкоколейка на набережнойЖелезнодорожные пути на набережной, в районе улицы Льва Толстого. 1954 год

Так, на карте Самары 1927 года эта линия доходила до улицы Осипенко.

Карта Самары 1927 года

На немецкой карте Куйбышева 1943 года железнодорожные пути прерываются уже под Ярмарочным спуском.

Куйбышев 1943 год

Вот такая она, улица Максима Горького. От грязной, но колоритной дореволюционной Набережной ей удалось проделать большой путь к нынешнему своему статусу открыточного вида Самары.


Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Улицы Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1


Фото: Елена Вагнер
Обложка: рисунок архитектора Вагана Каркарьяна

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook