Засамарская слободка — район без твердой почвы под ногами

 5 435

Автор: Андрей Артёмов

Один из старейших районов города, о существовании которого знают далеко не все. Здесь Дарвин соседствует с Пироговым, а по плану развития города эта территория должна была быть нежилой.

85e7YO0zVQw

Засамарская слободка, как нетрудно догадаться из названия, расположена в Куйбышевском районе Самары, являясь одним из его, так сказать, микрорайонов.

Точную дату «заселения» этой территории назвать сложно, но вероятнее всего началось оно в конце XVII века. Именно тогда царь пожаловал «служилым людям» в награду чуть более 100 тысяч десятин земли в окрестностях крепости Самара, и последняя стала постепенно обрастать слободами, одна из которых и расположилась вблизи города, но за рекой. Угроза нападения со стороны кочевников – калмыков и башкир — неуклонно уменьшалась, что давало толчок к развитию торговли.

В 1851 году Самара стала столицей губернии. За последующие 50 лет город совершил заметный промышленно-производственный рывок и в начале века XX уже носил титул «русского Чикаго». Засамарская слободка находилась в авангарде этого роста, но только отчасти.

В генеральном плане развития города 1853 года планировалось оставить там только промышленные предприятия, а жилые строения перенести в другие районы, так как весной они неизменно затапливались во время половодья.

Таким образом она должна была стать своего рода Безымянкой XIX века. Однако «изжить» жителей Засамарской слободки не удалось. Напротив, район увеличивался за счет самозахватов земли.

В 1896 году здесь открылось второе смешанное городское училище (позднее – школа №57), на улице Главной, 3. После пожара, случившегося в июле 2005 года, она прекратила свое существование на этом месте. Только спустя 3 года здание было восстановлено, и в нем расположился Самарский бизнес-инкубатор. Однако память о школе 57 не стерлась. На здании по-прежнему имеется мемориальная доска, в память о ее учениках, погибших в Великой Отечественной войне.

В 1898 году для жителей Засамарской слободы была построена Крестовоздвиженская церквь.

Находилась она на пересечении улиц Главной и Аральского переулка. Церковь была деревянной и просуществовала вплоть до 1932 года, когда была закрыта, а позднее — разрушена.

Помимо пищи духовной имелись и развлечения. В частности, для любителей «синемы» действовал кинотеатр «Провинциал» (позднее – «Прогресс»), расположенный на улице Шоссейной, напротив поста ГАИ. Промышленный кластер был представлен многочисленными заводами – кирпичными, кожевенными, салотопенными, лесопильными, а также мельницами.

К слову, самый первый участок самарской канализации был построен из кирпича, произведенного в Засамарской слободке, на заводе Маркела Шигаева.

5(Та самая канализация и кирпичи).

Однако большое количество промышленных предприятий несильно сказывалось на благосостоянии местных жителей. Вот как описывала Засамарскую слободку в 1896 году газета «Самарские епархиальные ведомости»:

«Население этой слободы почти все бедное. Из домовладельцев многие сдают свои дома под постоялые дворы, а сами занимаются извозом. Возят по найму песок, камень, дрова, хлеб, выгружают из реки Самарки на берег сплавляемые сверху по Волге плоты строевого леса для лесоторговцев г. Самары, имеющих здесь лесные склады. В этой же слободе старается как-нибудь приютится бедный люд, ищущий себе заработка».

Долгие годы одной из наиболее насущных проблем оставалось транспортное сообщение с Самарой. Ведь именно через Засамарскую слободку туда поступала основная часть зерна и скота. Однако вплоть до конца XIX века она была практически островом. И добраться до нее, особенно весной или осенью, было проблематично. Во время паводка переправа осуществлялась на дощаниках (плоскодонное деревянное судно), а после спада воды строился плавучий (плашкоутный) мост.

Впервые он был построен в 1859 году. Тот понтонный мост имел ширину всего в 4 сажени, то есть 8,5 метров, что было, конечно, недостаточным для тогдашнего «транспортного потока». К тому же он имел ненадежную конструкцию. Спустя 19 лет был построен новый плашкоутный мост, более широкий (13 метров) и «устойчивый».

В 1892 году была возведена незатопляемая дамба до поселка Кряж. Еще в конце 1870-х годов в Засамарскую слободку пришла железная дорога. Именно тогда была запущена линия «Батраки — Самара». Через реку Самара был построен временный мост. Ныне действующий, в этом году отмечает свое 110-летие. Полноценный же автодорожный мост появился лишь в 1954 году.

В 1918 году здесь действовал свой политический орган местного самоуправления – Засамарский порайонный комитет. Информация о нем крайне скудна. Известно лишь, что он мирно сосуществовал и с «красными» и с «белыми», а также выделял жителям Засамарской слободы землю в районе полустанка Кряж под приусадебные участки.

В 1943 году вся засамарская жизнь резко изменилась. Началось строительство КНПЗ. Подробнее о нем можно почитать здесь.

Вместе с ним родился и новый район города – Куйбышевский. Вектор заречного развития повернулся в сторону 116 километра.

В нынешней топонимике Засамарской слободки особое внимание привлекают улицы, названные в честь исторических личностей. Здесь мирно уживаются Пирогов, Дарвин и Шишкин. Многие названия имеют ярко выраженную речную окраску – Гаванская, Шкиперный переулок, Заливная, переулок Подводников. До 1929 года в Засамарской слободке имелась улица под названием Меркушкина Ширинка.

7

На данный момент, как и 100 лет назад, львиную долю жилого фонда этого района составляет частный сектор. Не возводятся здесь новые микрорайоны и торговые центры, но может быть это и к лучшему. Именно благодаря этому «застою» мы еще можем наблюдать за Самаркой частички дореволюционной Самары.