ЧЕТВЕРТАЯ ТОЧКА

Сотрудники Музея современного искусства «Гараж» о городах и их художниках

 832

Автор: Редакция

.

,

16 декабря в галерее «Виктория» начала работу двойная выставка «Открытые системы / Самонедостаточность», созданная совместно с Музеем современного искусства «Гараж». Проект, привезённый столичным музеем, представляет из себя исследование местных арт-сообществ в разных городах страны, которые смогли самоорганизоваться, изобрести новые виды творческой коммуникации и существовать автономно и независимо от коммерции и чиновников.

О том, чем художественная Самара отличается от других городов, мы поговорили с сотрудницами исследовательского отдела «Гаража» Еленой Ищенко и Антониной Трубицыной.

О проекте

Антонина ТрубицынаАнтонина Трубицына:

— Мы начали исследование полтора года назад, его итог — архивную выставку, дополненную серией выступлений участников, — показали в музее «Гараж» в ноябре 2015 года. С тех пор мы показали выставку в трёх городах, Самара — четвёртая точка проекта.

Елена ИщенкоЕлена Ищенко:

— Интересно, что каждая из этих выставок стала возможна благодаря нашему исследованию и общению с теми, кто так или иначе принимал участие в самоорганизациях в разных городах: в Екатеринбург нас позвал Володя Селезнёв, художник и куратор Уральского ГЦСИ, в Краснодар — группировка ЗИП, в Красноярск — Мария Букова, искусствовед и сейчас директор Красноярского музейного центра «Площадь мира». То же произошло и с Самарой: нас сюда позвала художница и дизайнер Настя Альбокринова, организатор галереи «XI комнат», которая активно работала лет пять назад.

Региональная специфика в исследовании

Антонина:

— Самара представлена в нашем исследовании тремя инициативами — галереей «XI комнат», «Галереей одной работы», которые работали в начале 2010-х, и проектом «Лёд», который придумал и реализовал на замёрзшей Волге Константин Зацепин. Две первые инициативы представляли собой своеобразное противостояние: за теорию и проблематизирование локального контекста отвечала «Галерея одной работы» арт-группы «Лаборатория», в которую входили Андрей Сяйлев, Илья Саморуков, Володя Логутов, Олег Елагин. Галерея «XI комнат» была более неформальным объединением, которое базировалось в первую очередь на том, что его участники вместе учились.

Кажется, что самарское художественное сообщество разделено скорее поколенченски, нежели концептуально.

Елена:

— Нам показалось, что сейчас такое деление менее актуально, и художники из обеих инициатив ближе друг к другу, чем, например, к художникам следующего, молодого поколения. Кажется, что самарское художественное сообщество разделено скорее поколенченски, нежели концептуально.

Открытые системы

Что мы увидели в Самаре

Елена:

— За время, которое мы провели в Самаре, мы побывали в нескольких музеях и мастерских, познакомились с художниками — Ильей Саморуковым, Александром Зайцевым, Анной Коржовой, Олегом Захаркиным, Сергеем Баландиным, ребятами из группы ЧЖНС и другими.

Почти все они фигурировали в нашем исследовании, а сейчас мы увидели их работы вживую, некоторые из них будут представлены на выставке «Самонедостаточность» — ещё одной части совместного проекта «Гаража» и галереи «Виктория».

Антонина:

— В каждом городе проект «Открытые системы» по-разному дополняется принимающей стороной. Где-то это лекции, скайп-конференции, лаборатория для молодых художников. В Самаре сделали выставку, пригласив тех, кто когда-то принимал участие в самоорганизованных инициативах, которые есть в нашем исследовании, но которые уже не работают в том формате. Важно, что это именно выставка. Каждый из представленных художников расширил поле своей деятельности: кто-то работает в музее, кто-то занимается дизайном и организует образовательные проекты. И эта диверсификация деятельности, на наш взгляд, обогащает творчество каждого художника в отдельности и является особенностью современного художественного процесса в целом.

Интервьюер: Анастасия Альбокринова

Фото отсюда