Merry Christmas

История со счастливым концом: как куйбышевские нефтяники хотели снести кирху на улице Куйбышева

 3 023

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В ночь с 24 на 25 декабря католики и большинство протестантов отмечают Рождество Христово. В порядке межконфессиональной дружбы мы тоже решили отметить этот праздник. Отметить его опубликованием интересной краеведческой статьи.

Вы можете абсолютно не разбираться в религиоведении, но наверняка знаете, и не раз видели католический костел на улице Фрунзе и лютеранскую кирху на Куйбышева. Эти места отправления культа не только находятся в топе архитектурных «визитных карточек» Самары, но и имеют весьма интересную, а местами и драматичную историю.

Немецкая кирка

Говоря о драме, мы имеем в виду, конечно же, советский период истории нашей страны. Судьба храмов, вне зависимости от конфессиональной привязки, в ту пору была незавидной. До поры до времени советская власть религию терпела, хоть и всячески осуждала. Лишь в год «Большого перелома» началось массовое закрытие и снос храмов по всей стране. Самара не стала здесь исключением.

Каким-то храмам повезло больше, каким-то меньше, а каким-то не повезло вообще. Католический костел можно отнести к первым. Да, в 1930-х годах у него неоднократно менялись «арендаторы», но все они были связаны с культурой и искусством, в отличие от той же хоральной синагоги, которую отдали в ведение хлебопеков. Полвека в костеле располагался краеведческий музей. Даже его внешний вид, не считая сбитых крестов на шпилях, оставался неизменным. В общем, храм самарских католиков в эру официального атеизма отделался малой кровью.

А вот лютеранской кирхе, одному из старейших храмов города, повезло меньше. «Арендаторы» ему попались более беспокойные и не такие солидные, как краеведческий музей, что сыграло свою роль в его судьбе. Вот, что говорят документы тех лет:

«Началось все в октябре 1929 года, когда немцы активисты Самары просили ГОРСОВЕТ принять меры к закрытию лютеранской церкви на улице Советской.

Упор делался на то, что количество немцев, приходивших в кирху на церковные службы, не превышало 40 человек в месяц, а вот помещений для культурно-просветительской работы в городе не хватало. В бывшей кирхе предлагалось открыть клуб, детский очаг и школу для обслуживания немцев Самары.

5 января 1930 года состоялось заседание президиума Самарского горсовета. Слушали: О закрытии лютеранской церкви.

Постановили: ввиду того, что религиозная община лютеран, в большей своей части подписала требование на закрытие кирхи (церкви) во главе с председателем церковного совета общины — лютеранскую церковь закрыть, использовав ее под культурные надобности ГОРОНО.»

1930 год

Уже в феврале 1930 года в кирхе был открыт антирелигиозный клуб и музей Союза безбожников. К 1936 году «арендаторов» стало еще больше.

Антирелигиозный музей состоял из трех отделов: исторического, естественно-научного и, собственно, антирелигиозного.

Сугубо антирелигиозная пропаганда вскоре была разбавлена другими направлениями деятельности. Так, из куйбышевских газет 1937 года мы узнаем об открытии в кирхе музея школьника и выставки художников-профессионалов.

Тогда же мастера кисти положили глаз на это здание. Здесь разместился Союз советских художников. Это нашло свое отражение в списке ОКН, где кирха проходит не только как «Комплекс Кирхи, 1865-1875 гг., арх. Еремеев Н.Н.», но и «Дом, в котором в 1937-1950 гг. находился Куйбышевский областной союз художников, активными деятелями которого были художники И.Ф. Борисов, Г.Н. Подбельский, А.И. Волков и скульптор В.П. Акимов».

В 1950 году Союз художников развернул бурную деятельность по реконструкции здания, которая нашла отражение в архивных документах.

Были и проблемы. Например, подвал. До Великой Отечественной в нем хранились картины, рамы, багеты и прочие художественные материалы. В 1940-х годах подвал аннексировала закусочная, которая располагалась во флигеле (угол Куйбышева и Некрасовской). Там они разместили ледник, который своим существованием не только мешал художникам, но и пагубно влиял на состояние фундамента кирхи.

Кстати, художники планировали оборудовать в кирхе сразу два выставочных зала и просили на это у Художественного фонда СССР 400 тыс. рублей. Для сравнения, автомобиль «Победа» в тот период стоил 16 тыс. рублей.

План реконструкции внутренних помещений кирхи

Впрочем, москвичи остудили пыл куйбышевских художников, отказав им в строительстве выставочного зала.

Однако, «вкусное» место на центральной улице города по прежнему будоражило умы потенциальных «арендаторов». Появился среди них и тот, кто решил лютеранскую кирху не просто переоборудовать, а кардинально перестроить. Этот амбициозный проект принадлежал куйбышевским нефтяникам.

Объединение «Куйбышевнефть» в те годы квартировало также на улице Куйбышева, занимая часть здания Русского для внешней торговли банка (в советское время — Дворец труда). Его название красовалась прямо над входом.

Что мы узнаем непосредственно из документа? Все строения кирхи в 1952-53-х годах планировалось надстроить и преобразовать в единое здание высотой в 4 этажа, разместив там поликлинику и гостиницу. Расположенные со стороны ДК «Рассвет» пивной павильон и швейная мастерская подлежали сносу.

1970-е годы

Также из документа мы узнаем полный перечень организаций, занимавших тогда помещения кирхи:

— Товарищество «Художник»,
— кафе,
— агентство Гражданского воздушного флота (вспомним о расположенной через дорогу мозаике Аэрофлота),
— магазин Фрунзенского райпищеторга.

Власти города, к большому счастью, «Куйбышевнефти» отказали. Под размещение больницы объединению был предоставлен участок на улице Льва Толстого. Она стала одним из самых ярких примеров сталинского ампира в архитектуре Самары.

Больница-Нефтяников

Окончательное спасение к кирхе пришло в 1966 году, когда был составлен и утвержден первый список объектов культурного наследия города Куйбышева. В нем она именовалась следующим образом: «1864 год. Мастерская Союза художников. Готика«.

Живописцы, в большинстве своем, в 1974 году съехали в «Шанхай» на Молодогвардейской. В кирхе в годы застоя находилась мастерская скульптора и художника Вячеслава Герасимова, а позднее в 1980-х годах — скульпторов-прикладников Леонида Шерешевского и Валентины Свешниковой. Кроме того, часть здания кирхи занимал склад строительных материалов.

21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что ещё не закончились реставрационно-ремонтные работы и отсутствовало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое Рождественское богослужение. На него пришли почти 200 прихожан вновь созданной лютеранской общины города.

Лютеранская кирха (2)

8 августа 1993 года над колокольней вновь был воздвигнут крест. Наконец, в 2003 году в лютеранской церкви Святого Георга зазвучал механический орган.

Лютеранская кирха

По счастью, кирхе удалось выжить в водовороте истории. Не только выжить, но и сохранить свою готическую внешность. Перестройка здания нанесла бы непоправимый вред главной улице исторического центра. Не верите мне — послушайте Вагана Каркарьяна:

«Это основная доминанта главной улицы. Без этой вертикали, колокольни кирхи перспектива улицы оказалась бы безнадежно однообразной».

Архитектор Алексей Моргун поддерживает своего коллегу:

«В общем архитектурно-пространственном облике ул. Куйбышева здание кирхи довольно заметно выделяется примечательной композицией, гармоничными пропорциями архитектурных форм, особенно колокольни, и уместными, хорошо прорисованными деталями, раскрывающими характер общего художественного образа сооружения».


ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте