"Самара должна расти внутрь"

Архитектор Игорь Галахов о генплане, застройке окраин и обязанности изменить мир

 2 633

Автор: Редакция

Второй год Самара похожа на большую строительную площадку и задыхается в бесконечных пробках. «Мы пока терпим, но будет ли лучше?», — этот вопрос задает сегодня каждый самарец.

Эксперты же рассуждают, насколько эффективно новые дорожные сети разгрузят Самару без применения комплексного подхода к развитию городской среды. Адекватна ли цена, которую горожане платят за новые развязки? В какую сторону должен развиваться современный мегаполис? Какие возможности дадут городу новые строительные технологии?

Обо всем этом известный самарский архитектор Игорь Галахов рассказал в интервью корпоративному журналу АО «Теплант», который, в свою очередь поделился интересной беседой с ДГ.

Галахов_circleИгорь Борисович Галахов – почетный архитектор России, директор архитектурно-планировочного бюро «Рекон». Всю свою профессиональную деятельность посвятил развитию городской среды Самары. С 1992  года – управляющий ГАП архитектурно-планировочная мастерская «Рекон». Один из разработчиков детальных планировок Самарского, Ленинского, Октябрьского, Красноглинского, Кировского районов Самары. Участвовал в корректировке Генерального плана развития Самары, проекта охранных зон, карты правового зонирования города. Автор монумента «Ладья» на набережной, стеллы к 400-летию Самары, десятков многоэтажных жилых комплексов, малоэтажных поселков на 4-й и 9-й просеках.

- Много лет Вы с коллегами по цеху ратовали за глобальные изменения в развитии городской среды. И вот они происходят, но вместе с большими федеральными деньгами и великой стройкой пришли и затянувшиеся неудобства. Стоит ли игра свеч?

— Двигателем развития городов всегда были большие события. Самаре повезло с мировым чемпионатом. Только так можно было рассчитывать на солидное инвестирование и внимание со стороны федерального центра. Собственных сил и средств на запланированное строительство дорог и развязок  у нас никогда не хватит. Город кипит стройками, точка невозврата пройдена, завершать начатое все равно придется. А болезненно этот процесс проходит еще и потому, что за десятки лет, к сожалению, не было построено ни одной новой улицы или развязки, которые предусмотрены в генеральном плане города. Нет дорог-дублеров, альтернативных сквозных магистралей. Кое-что по генплану пришлось менять вместе с мегастройкой к чемпионату. К примеру, расширено Московское шоссе, будет продолжена улица Ташкентская до Солнечной, пробита новая улица в районе будущего стадиона.

Арена_Табурент
Визуализация проекта ул. Арена 2018

Традиционно тяжело решаются вопросы, связанные с развитием городских инженерных сетей. С 90-х годов мы «били в колокола» по поводу Волжского склона. Говорили о надвигающемся экологическом коллапсе, ведь там элементарно нет ливневого коллектора, все стоки — в Волгу. Сейчас, благодаря тому, что реанимирована тема Волжского и дублирующего коллекторов, появлению новых очистных сооружений в Постниковом Овраге, будут решены проблемы трети города и самой Волги.

- Вы работали над генпланом города в 2005-2008 годах. Что исполнено из генерального плана за 10 лет, а что оказалось непредвиденным?

— Генеральный план города — это не местечковый документ, в нем нет ответов на то, как залатать яму на перекрестке или починить разорванный водопровод. Генеральный план определяет стратегию развития городских систем во всем их многообразии и хитросплетении. Предлагаемые мероприятия включаются в него после глубокого анализа основных городских процессов, расчета потребностей населения, необходимости инфраструктурного развития.

К сожалению, основные положения этого документа не были реализованы. Так что документ, который был разработан коллективом единомышленников и утвержден в марте 2008 года, не оправдал надежд, которые на него возлагались.

- Вы можете назвать причины?

— Причин много. Их трудно даже ранжировать по значимости, настолько важны все. Не буду затрагивать человеческий фактор в управлении этим процессом. Основная причина – смена приоритетов в экономике, когда нет возможности вести крайне затратные мероприятия одновременно в разных направлениях. К примеру, для того, чтобы запустить сквозную магистраль Центральную по улице Карла Маркса, нужно было построить 9 двухуровневых развязок с затратами до 20 миллиардов рублей. Это соразмерно с бюджетом нашего города. Самара себе такой роскоши позволить не может. Других источников финансирования до сих пор не предложено. Поэтому приходится  ждать таких событийных обстоятельств, как мировой чемпионат, которые помогают решить хотя бы часть городских проблем. Ну, или дождаться, когда летающие автомобили станут массовым продуктом — и отпадет необходимость в наземных транспортных коммуникациях.

- Если отвлечься от дорожной темы, а обратиться к единой стратегии развития города, то реально ведь ее нет?

— Возникает ощущение параллельного существования архитекторов и городских управленцев. При этом все искренне озабочены улучшением ситуации в городе. К примеру, в архитектурной среде уверены, что более интенсивно нужно развивать застроенные территории, а не окраины города. Растаскивание имеющихся инженерных и транспортных коммуникаций делает дорогим и неэффективным их дальнейшее обслуживание. Достаточно сказать, что у трети территории города плотность населения в два раза ниже нормативной. Поэтому строить нужно внутри города. Это очевидно исходя из логики развития города. Исторически сложилось, что Куйбышев был городом с расчлененной планировочной структурой. Причина известна. В годы войны на окраинах стал развиваться военно-промышленный комплекс. Между Безымянкой, Промышленным, Красноглинским районами и исторической частью появились пустые пространства, которые не заполнились  многоэтажным жильем. А теперь город расползается в разные стороны: микрорайоны «Волгарь», «Крутые Ключи», «Южный город».

0_168260_52070f8f_XL
Южный город

А надо заполнять территории, которые расположены вдоль улиц 22 Партсъезда, Советской армии, Карла Маркса, где расположены кварталы ветхих неблагоустроенных застроек. Но одно дело план, а другое дело реалии жизни, с которыми столкнулись инвесторы и сами застройщики. Самыми затратными оказались права третьих лиц, то есть вопрос расселения граждан. Российским законодательством этот процесс не отрегулирован. Диалог между двумя сторонами затягивается, а для инвесторов это становится слишком затратным и необоснованно рискованным. Поэтому они обращаются к свободным территориям за пределами города, где эти затраты сведены к минимуму.

- И что дальше? Куда будет расти город?

— Я уверен, что Самара все равно будет развиваться «внутрь». Просто не хотелось бы, чтобы это случилось по причине полнейшего износа капитального фонда, который рушится на глазах.

- Почему строят высокие дома, а не красивые?

— С вашего разрешения, отвечу вопросом на вопрос: а почему мы покупаем такое жилье? Почему мы не интересуемся тем, что происходит за пределами собственной квартиры — во дворе, квартале, микрорайоне? Это вопрос ответственности каждого. Пока мы не оцениваем среду обитания так высоко, как квадратные метры.

Логика инвестора проста – создать продукт, максимально ликвидный на рынке. Изменятся приоритеты спроса — изменятся предложения, и, как следствие, среда обитания. Пока же у нас, как в поговорке, не до жиру, быть бы живу. Понятно, что если человек решает для себя проблему крыши над головой, то он сначала купит жилье, а потом будет осматриваться вокруг.

DCIM100MEDIADJI_0492.JPG

- То есть, «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»?

— Доживем. Я верю. Когда будем думать по-другому и поступать соответствующе.

- Архитекторы все-таки могут изменить мир?

— Один — нет,  вместе – обязаны. С прискорбием признаю, что сейчас в обществе пониженный интерес к результатам архитектурной деятельности, оно озабочено другими, более насущными проблемами. Здесь, конечно, нужна более активная профессиональная позиция, архитектурное сообщество  должно постоянно заявлять о себе, чтобы «полянка оставалась нашей». Если ждать, то ничего не добьешься. Только ты сам можешь завоевать любовь мира к себе.

Иллюстрации взяты с сайта Taburent.ru