«В России люди улыбаются по-настоящему»

Панамец Диего Эрнесто Кальдерон Армьен — о русском балете, самарских избушках и рисе со вкусом земли (угадайте, что это)

 1 733

Автор: Евгения Новикова

Чем Самара радует и расстраивает приезжих, как Россия меняет их жизнь и зачем вообще приезжать в чужую страну — в постоянной рубрике «Другого города» преподаватели, менеджеры, студенты и спортсмены из разных стран рассказывают о своем опыте волжской жизни.

Диего Эрнесто Кальдерон Армьен приехал в Россию из Панамы в 2012 году учиться балету. С 2018 года Диего выступает в балетной труппе Самарского театра оперы и балета. Именно здесь он впервые исполнил солирующую партию — в спектакле «Три маски короля», мировая премьера которого состоялась две недели назад.

Диего рассказал, чем хороша русская мрачность и зачем Самаре ветхие дома, как его изменила работа в местной балетной труппе и что мешает нам жить лучше.

Про первое впечатление

Я с детства занимался танцами и нерегулярно — гимнастикой. Сначала мама отвела меня на фольклорные танцы, потом я участвовал в разных группах, даже выступал на телевидении. Группа, в которую я попал в старшей школе, была довольно техничной — ребята разбирались в современной хореографии, в джазе. Мне не хватало техники, но я хотел ее знать, поэтому пошел в панамскую балетную студию. Тогда мне было 16 лет, я уже заканчивал школу и искал, где продолжить обучение в направлении танцевального искусства. Наткнулся на летний интенсивный курс школы российского Большого театра в Нью-Йорке.

balet-run02
Возраст: 24 года                                        Деятельность: балет                                           В Самаре: 6 месяцев

Все педагоги были русские, и мне понравилось. Я решил поступить в Московскую государственную академию хореографии, выучить язык — мама всегда говорила мне, что я должен знать как можно больше языков. Кроме родного испанского и русского я знаю английский, португальский и словацкий – я работал в Словакии два года после выпуска из академии.

Я не знал, чего ожидать от России. Говорили, что здесь злые и грустные люди, очень холодно и вообще многое непонятно из-за советского прошлого. Были и истории про жизнь с медведями, но я понимал, что это из той же серии, что говорят про Панаму – будто мы ходим голые, в одних набедренных повязках.

Я решил «обнулиться», заставил себя заранее не делать никаких выводов, чтобы это не влияло на мое восприятие. И мне действительно понравилось в России, Москва впечатлила — я в восторге ходил по улицам, любовался архитектурой, наблюдал за этой столичной суетой. Да, люди действительно грустные и злые, но зачем улыбаться, если не хочется? Я понял, что так даже лучше — если люди грустят, это по-настоящему, но и улыбаются они тоже по-настоящему.

Про людей

В Панаме есть поговорка об упрямстве: «не даст руку сломать». Это про русских — они не меняют мнения, даже если неправы и всем от этого стало бы легче. С другой стороны, наверное, эта черта дает толчок в развитии. Может, поэтому Россия такая большая, и города… говорят, Самара – деревня, но на самом деле это очень красивый город, особенно летом. Хотя мне говорили, что здесь многое изменилось только перед чемпионатом, а я приехал уже после него.

В самарский театр меня позвал его главный балетмейстер Юрий Бурлака. Раньше он преподавал в Московской академии хореографии и работал в «Русском балете» Гордеева, куда я попал сразу после выпуска, перед тем как уехал в Словакию. Бурлака сообщил мне о своей новой работе прошлым летом, сказал: «Если хочешь, приезжай». Я согласился, мне хотелось развиваться дальше.

Как руководитель Юрий Петрович очень спокойный, он умеет разделить личные и профессиональные отношения и стремится делать лучше для балета.

balet-run04

Еще из людей, которые повлияли на меня в России, могу отметить педагога по народно-сценическому танцу Светлану Иванову из академии в Москве. Она толкала меня на сцену, и иначе я бы ничего не станцевал, потому что поздно начал заниматься, и у меня не было такой школы, как у остальных. Потом на третьем курсе она давала мне возможность учить первокурсников, замещать ее на занятиях. Еще заставляла учить даже женские партии, чтобы все знать и понимать.

А в «Русском балете» мы дружили с Чино Масами из Японии – она многое мне объясняла, успокаивала, когда что-то не получалось.

Про «фишки» Самары 

Избушки. Самара очень русский город. Мне интересны старые деревянные дома. Некоторые, кажется, вот-вот рухнут, но в этом чувствуется история, прошлое время, особенно, если вокруг суетятся какие-нибудь бабули или дедули… Это похоже на открытый музей — то, что осталось от Союза и перестройки.

Кухня народов мира. Здесь я попробовал грузинскую, узбекскую кухню. Люблю хинкали, хачапури по-аджарски, лагман. Из традиционных русских блюд обожаю блины — и толстые, и тонкие блинчики с вишневым или облепиховым вареньем. Мне нравится, с какой любовью все это делается здесь. Еще люблю кефир и гречку, хотя поначалу, когда меня кормили ей в академии, я думал: что это за странный рис со вкусом земли?

Театральная публика. Самарский зритель добрый, хорошо принимает спектакли. Здесь есть люди, которые действительно понимают балет, знают, что это национальная традиция, изучают его. Есть даже фанаты, которые знают о балете больше нас – это радует.

balet-run03

Про уроки

Думаю, в России я стал поспокойнее, сосредоточеннее, научился расставлять приоритеты. А панамские друзья отмечают, что я начал говорить с иностранным акцентом.

В Самаре мне дали сольную партию, и не классическую, а новую — с элементами современного танца. Это непривычно, нужно обрабатывать роль, понимать, зачем делается каждое движение. Здесь я учусь быстро перестраиваться, потому что в процессе подготовки менялось и либретто, и хореография. Это трудно, но за этим я и ехал сюда — расти.

Про тоску по родине

Мне бы хотелось, чтобы люди здесь относились к жизни проще. Не хватает спокойствия и веселья, которое присуще панамским жителям независимо от  проблем. В России люди многое принимают близко к сердцу. В магазине покупатели могут прямо с какой-то ненавистью ругаться с продавцами из-за какой-то мелочи.

Вообще я заметил, что многие будто не чувствуют пространства, замыкаются на себе. Это видно по квартирам — внутри красиво, евроремонт и чистота. Но уже в подъезде грязно, плохо пахнет, все поломанное. И люди не хотят ничего менять, потому что это не их, а общее, и если государство не делает, то другие и пальцем не пошевелят. Это странно, ведь можно договориться и вместе сделать свою жизнь лучше.

balet-run00

Про планы

Пока мне есть куда расти, я здесь. Меня не пугает перспектива остаться в Самаре — всякое бывает. В любом случае человек будет стремиться обеспечить себе самые комфортные условия, где бы он ни был. Поэтому если я пойму, что мне нужно и я могу купить себе здесь квартиру — почему нет. Но мне хотелось бы еще попутешествовать — увидеть мир, получше его узнать, понять, что плохого и хорошего в нем происходит.

Текст: Евгения Новикова
Фото автора

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook