Дом с историей

О создании музея истории самарского крестьянства, людской помощи и чиновничьем равнодушии

 827

Автор: Редакция

В Дубовом Умете, что в двадцати километрах к югу от Самары, стоит заброшенный деревянный дом. Потемневший от времени, завалившийся на бок, выглядывает он из заросшего сада на улицу Советскую и видом своим напоминает о своем былом великолепии и трудолюбии владельцев — крестьян Пониных.

Rzxwd8jlSFM

Много таких домов по российским селам доживают свой век в ожидании часа, когда подобно своим раскулаченным хозяевам, сгинувшим на лесоповалах, исчезнут они с лица земли. Но у нашего дома есть шанс — местные жители мечтают создать в доме музей истории самарского крестьянства. Эту идею предложила коренная сельчанка Елена Чертова в 2006 году, узнав, что дом входит в число выявленных объектов культурного наследия.

Впрочем, создание музея в заброшенном доме — это не отвлеченные грезы, которым любят предаваться представители сельской и городской интеллигенции в России. У Елены есть план, единомышленники и богатый опыт — она руководит историко-краеведческим музеем Волжского района. Но, как водится, на восстановление дома нет средств, а на преодоление безразличия чиновников нужно много сил и времени.

Реализацию своего плана Елена начала со сбора информации о владельцах дома и поиска их потомков, уцелевших во время репрессий 1930-х годов.

Елена Чертова:

— История крестьян Пониных — первых и единственных владельцев дома — во многом классическая для нашего села. Это были потомки переселенцев из Пензенской губернии, прожившие в нашем селе несколько поколений. Известно, что в конце XIX — начале XX века глава семейства Семен Понин построил двум сыновьям отдельный дом на две семьи — в одной половинке семья одного брата, в другой половинке семья второго.

Wk_bG2IC6Ys

Это были средние по достатку крестьяне. В государственном архиве Самарской области нам удалось найти сведения об имущественном положении Пониных: две лошади, две коровы, дом, пять овец, косилка и жнейка. Поэтому когда началось раскулачивание, они не поверили, что репрессии могут их коснуться. Сначала семью лишили избирательного права за “применение наемного труда”, а в 1929 году репрессировали. По воспоминаниям соседей, это было показательное раскулачивание: семьи вывели из дома, посадили на телеги и тут же на их глазах стали растаскивать добро. Братьев Пониных арестовали и сослали в лагеря, жён с детьми выселили из дома. В Дубовый Умёт они больше не вернулись.

Елене удалось разыскать и встретиться с сыном одного из владельцев дома Виктором Михайловичем Пониным, человеком удивительной судьбы. Сын врага народа, вернувшийся с Великой Отечественной войны в 19 лет с двумя орденами, но без ноги, он сумел получить строительное образование — прошел путь от прораба до начальника Главного технического управления Министерства промышленного строительства СССР.

Виктор Михайлович родился в 1922 году, к моменту выселения достиг вполне сознательного возраста, хорошо помнил свой дом, знал историю своей семьи, через всю жизнь пронес глубокую любовь к родному селу и к родному дому, которого его так жестоко лишили. Им написаны проникновенные стихи о Дубовом Умёте и книга воспоминаний. Узнав, что его родной дом стоит заброшенным, он с большим энтузиазмом воспринял идею Елены Чертовой о создании в нём музея. Вдохновлённый этой идеей, Виктор Михайлович даже написал в 2006 году обращение к президенту Владимиру Путину.

6hEu-9GfO34

На первый взгляд нет более подходящего объекта для музея самарского крестьянства — дом с историей, размещенный в сельской среде, с приусадебным участком. К тому же это один из немногих образцов крестьянской архитектуры конца XIX — начала XX века в Самарской области, сохранившихся в своем первозданном виде. Дело в том, что со времён коллективизации в нём размещалась сельская ветеринарная лечебница, что спасло дом от разборки на колхозные нужды после раскулачивания владельцев и более поздних перестроек и перепланировок. В 2006 году ветлечебница переехала в новое помещение. И дом оказался никому не нужным.

Но последнее обстоятельство оказалось непреодолимой преградой — десять лет хождения по инстанциям не привели к результату, дом так и не удалось оформить в муниципальную собственность. Не помогло даже обращение Виктора Понина к президенту страны.

Нет смысла погружаться в детали этой переписки. Запрос: отдайте музею заброшенный, бесхозный дом. Ответ: всё сложно. Менялись главы села, руководители районов, руководители областных министерств и департаментов — дом пустует и разрушается.

Елена:

— И музеем, и отделом имущества Волжского района собрана полноценная информация об имущественной принадлежности дома. Все возможные правообладатели от дома отказались — он не нужен ни федеральной власти, ни региональной, ни муниципалитету, ни потомкам крестьян Пониных. По заявлению органов местного самоуправления его должны поставить на учёт в Росреестр. Через год, если на дом никто не заявил претензий, по решению суда — признать муниципальной собственностью.

По разъяснению экс-руководителя отдела имущества Волжского района Сергея Абрамовича, процедуру оформления документации на дом должна вести местная сельская администрация, а распоряжение об этом должна дать районная администрация. Важно подчеркнуть, что глава администрации сельского поселения Дубовый Умёт Владимир Парамзин поддерживает идею сохранения и восстановления дома и создания музея. Очень серьезно и с большим воодушевлением отнесся к этой идее бывший глава Волжского района Александр Баландин, ныне министр строительства Самарской области. Именно по его распоряжению были собраны первые документы. Но после его неожиданного ухода на повышение в конце 2016 года деятельность по сбору документов и решению судьбы дома автоматически остановилась. А дом не может ждать. Он может просто не выдержать еще несколько лет проволочек и рухнуть. А этого нельзя допустить.

За минувшие десять лет здание, лишенное ухода, значительно обветшало — из-за сгнивших венцов сруба дом дал крен на один бок, сгнило крыльцо и сени, завалились кирпичные столбы, выполняющие роль фундамента, утрачена часть резного декора, в окнах выбиты стекла. Весной кто-то, несмотря на охранную табличку, взломал дверь и снял дубовые половые доски. Нашлись и желающие воспользоваться заготовленным для ремонта кирпичом. Хорошо, что быстро удалось понять, кто эти люди. Обещали вернуть.

Отчаявшись дождаться придания дому статуса музея, Елена решила провести противоаварийные работы в доме. Для начала необходимо поднять фундаментные столбы, а там, где они разрушились, подвести новое фундаментное основание. Затем можно выровнять здание, заменив сгнившие венцы, после чего построить новые сени и сделать ремонт внутри.

Елена:

— За работы по подведению фундамента взялись местные строители — братья Артак и Матевос Чогандарян. У них строительное образование и большой опыт. Как бы ни было сложно, восстановление реально. Поддомкратить дом, поставить на новые столбы — и он будет стоять. Всё остальное — ремонт, новые сени — можно делать, потому что с деревом проще — сгнившие венцы или брёвна сруба можно также поменять.

Елена рассуждает, как бывалый строитель — за её плечами строительство двух срубовых зданий для музейного комплекса в Дубовом Умёте «Умёт у степной дороги». В 2008 году сельский музей получил небольшое финансирование из областной программы на создание модельной площадки. И уже 10 лет Елене Чертовой приходиться совмещать музейные пространства и строительную площадку — общаться с плотниками, каменщиками, печниками, кровельщиками. Поскольку грантовых денег хватило лишь на покупку сруба, средства на оплату работы строителей и приобретение других материалов пришлось искать самой.

Елена:

— Готовность людей помогать порой удивляет. Отправила письмо в самарскую компанию «Мягкая кровля», производящую кровельные материалы. Через несколько дней мне позвонили из приёмной руководителя, чтобы уточнить площадь крыши и количество требуемого материала. Ещё через пару дней сказали: «Приезжайте», — и выдали всё, что я просила. Поехала на строительный Южный рынок, рассказывала продавцам и владельцам торговых точек о том, что для фундамента под сруб нужен цемент. В каждой  дали от одного до 10 мешков цемента.  

Долго искала печника, который мог бы сложить две настоящих печи в нашей избе для постоя. Печник и историк по первому образованию Павел Копылов, узнав, что его печи станут частью экспозиции музея, сложил их за символическую плату. Предприниматель Анатолий Бондарев выделил лес на постройку обрешетки крыши. И еще много кто помогал и словом, и делом. Так «всем миром» и строится музейный комплекс.

И на реставрацию дома Пониных уже найдены первые спонсоры. Руководитель ООО «Стройтрансфлот» Михаил Маслов предоставил для ремонта фундамента шебень и песок, которые на своем «Камазе» привез местный житель Виктор Агафонов. Средства на приобретение цемента передал Олег Исайкин. Кирпич уже завезли. Нашлись и волонтеры — местные и городские — из клуба “Светлица”.

Проект реставрации дома с восстановлением резного декора создает архитектор Елена Сысоева, доцент кафедры архитектуры СамГТУ. Разумеется безвозмездно.

xc1IYjU68JA

Елена Сысоева:

— В Самарской области сохранилось не так много народной крестьянской архитектуры. Каменные дома ещё можно найти, деревянных — единицы. В этом ценность дома Пониных, и было бы правильно его сохранить.

Дом Пониных, которые, судя по всему, были обеспеченными крестьянами, можно назвать примером деревянной крестьянской архитектуры на «городской манер» — срубовое здание обшито тесом и богато декорировано резьбой. Фактически это единственный сохранившийся деревянный дом в Дубовом Умёте, построенный до 1917 года, не подвергавшийся перестройке и переделке.

Описание дома из разрабатываемого Еленой Сысоевой проекта реставрации:

Одноэтажное деревянное на кирпичных столбах, срубовое, обшито горизонтальным тёсом. Сруб выполнен в обло с остатком. Здание прямоугольной формы в плане –пятистенок, расположен длинной стороной вдоль улицы. Дом перекрыт четырёхскатной вальмовой крышей. Вход в здание расположен со стороны двора в дощатом пристрое сеней.

Фасад имеет шестиосевую композицию, оконные проёмы прямоугольной формы. Главный фасад декорирован пропильной резьбой. Оконные проёмы оформлены резными наличниками с прямыми сандриками с треугольной бровкой, украшены элементами пропильной резьбы: растительный орнамент на основе S-образных завитков.

Трёхчастная горизонтально-вертикальная тёсовая обшивка выполняет как утилитарную, так и декоративную функцию. Вертикальным членением фасада служат фигурные пилястры, которые закрывают выступающие брёвна. Завершает композицию фасада фриз с элементами пропильной сквозной и накладной резьбы и венчающий карниз с многослойным волнообразным подзором по верхнему краю выступающей части, поддерживаемой резными кронштейнами. Между кронштейнами по фризу располагаются накладные декоративные детали, расположенные как горизонтально, так и вертикально, чередующиеся с фигурными полубалясинами.

Создание в доме Пониных музея «Крестьянские судьбы Самарской губернии» — продолжение работы по созданию в селе туристско-музейной среды. Историко-краеведческий музей Волжского района имени А.В. Юшкина в Дубовом Умёте уже обладает богатыми фондами, размещенными в нескольких экспозициях. Основная — «Люди и дороги» — рассказывает об освоении Самарского степного Заволжья и истории Дубового Умёта, рядом создаётся модельная фольклорная площадка «Умет у степной дороги» — комплекс постоялого двора  при дороге. Сегодня построены две избы.

В первой большой избе размещена двойная экспозиция: задняя изба, в которой жили хозяева, и передняя — дом для постоя. Здесь рассказывают об особенностях строительства деревянного дома, постоялом дворе — умёте на Уральском тракте, давшем название селу. Маленькая избенка размером 3х3 метра, расположенная во дворе, это попытка сохранить образец первых срубовых домов в селе. Часть бревен сохранилась от оригинала — дома, переданного местными жителями, семьей Зайцевых. По этому дому можно представить, как в таких домах жили наши крестьяне-переселенцы целыми семьями. Экспозиция в этой избе посвящена занятиям и умениям крестьянина — настоящего хозяина, который должен был уметь всё.

Концепцию будущего музея Елена Чертова в доме Пониных описывает просто:

— Главное дело жизни крестьянина – его труд. Это наши предки, самарские крестьяне, переселившиеся в Самарскую степь и распахавшие ее нетронутые чернозёмы, создали славу Самары купеческой — хлебной столицы, одного из самых крупных аграрных центров России. Если бы не крестьяне, нашим купцам не было бы чем торговать.

Музей истории самарского крестьянства будет рассказывать историю освоения самарских земель, о судьбах крестьян-переселенцев, о трудностях, которые им пришлось преодолевать, и испытаниях, которые им было суждено пережить — неурожаи, голод, революцию, раскулачивание, коллективизацию.

Также через экспозицию нового музея хотелось бы осмыслить историю советского колхоза. Сейчас об этом периоде жизни российской деревни вспоминать либо вообще не принято, либо исключительно через образы повального пьянства на деревне и тотальной разрухи. Мы понимаем, что колхозы создавались массово, принудительно, с уничтожением лучшего крестьянства, ломались судьбы, жизни людей. На местах были перегибы, людям не отдавали паспорта, существовали убыточные хозяйства.

Но на наших плодородных землях, там где люди не ленились и работали, колхозы были прибыльными, так называемые колхозы-миллионники. К примеру, в нашем селе Дубовый Умёт в колхозе более 400 человек трудились, зарабатывали себе и обеспечивали жизнь всего Дубового Умёта. На средства колхоза проложен асфальт в селе, проведён газ, построены молочный комплекс, ток, дом культуры, детский сад, закуплено огромное количество техники. И руководил этим хозяйством на протяжении 30 лет удивительный руководитель, настоящий патриот земли и хлеба – Алексей Васильевич Юшкин, имя которого носит наш музей. Важно сохранить память о величии крестьянского труда и самарского сельского хозяйства и рассказывать об этом музейными средствами. Таким образом, через музейные экспозиции мы можем проследить всю историю самарского крестьянства.

Приусадебный участок позволит создать законченный образ крестьянской усадьбы конца XIX – начала XX века с надворными постройками и инвентарем и послужит интерактивной площадкой для погружения гостей в её атмосферу. Сегодня сельский музей – это, прежде всего, коллекции предметов быта и утвари, немых и статичных. Немногие помнят их названия, пользоваться ими не умеет никто, а это самое, пожалуй, интересное — попробовать, как работает крупорушка, как взбивается мутовкой сметана, как делается саман. В новом музее мы сможем проводить мастер-классы с гостями, рассказывать о крестьянской утвари и хозяйственном инвентаре, показывать, как серьезно и основательно жили наши деды и прадеды.

Дело за малым, восстановить старый дом крестьян Пониных, вернуть в него жизнь и надеяться, что в будущем не найдутся желающие воспользоваться трудами энтузиастов из Дубового Умета.

P.S. Елена Чертова будет рада любой помощи в создании сельского музея, материальной или физической. Связаться с Еленой можно по телефону: 8-917-947-42-57 или через соцсети ВКонтакте или Facebook.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»