Улица Дачная

 1 532

Автор: Редакция

Проходит по территории Железнодорожного и Ленинского районов города. Ориентировочная дата появления на карте Самары — 1880-е годы.

С 1850-х годов нынешняя улица Дачная была северной границей одного из пригородов тогдашней Самары — Солдатской слободы. О ее истории мы подробно писали в статье об об улице Владимирской.

На приведенной ниже карте Самары 1886 года нынешняя улица Дачная отмечена красной линией.

1886samara

По мере того, как город рос и развивался, улица Дачная со временем перестала быть совсем уж окраинной улицей. Взглянем на карту 1910 года, где она, во-первых, уже отмечена, а во-вторых, является одной из центральных в Мещанском поселке.

До революции улица Дачная доходила до нынешней Пензенской. Застройка оставшегося отрезка, от Пензенской до городского кладбища, была произведена в 1930-1940-х годах.

samara-plan-1910

В тот же период улица Дачная стала упоминаться в адрес-календарях. На ней располагались несколько учебных заведений.

19-е смешанное училище, открытое в 1907 году (Дачная, 27 в районе пересечения с Коммунистической)
37-ое смешанное училище, открытое в 1913 году (в промежутке между Коммунистической и Чернореченской).

В советское время (конец 1920-х годов) на углу с Чернореченской находился клуб имени Ленина. В справочнике «Весь Куйбышев» 1936 года улица Дачная упоминается единожды. Здесь, в не сохранившемся до наших дней доме №33 находилась начальная школа №70.

Увы, фотографий тех лет практически не сохранилось и о тогдашнем облике улицы Дачной мы можем только догадываться. На приведенном ниже снимке предположительно вид от территории нынешней школы №25 в сторону Дачной.

Улица Дачная 1930

Наглядное представление о том, что представляла собой улица Дачная до прихода сюда высотных домов, можно получить взглянув на спутниковый снимок 1965 года. Пояснения к нему даны ниже.

Дачная-ФОТО-04-Спутник-1965

Красные линии — маршруты трамваев.
Синие линии — маршруты троллейбусов (желтая — троллейбусные пути по улице Дачной (демонтированы в 1978 году; светло-зеленая — новая трасса движения).
Белый кружок — АЗС, располагавшаяся в районе нынешней площади Памяти и памятника воинам-интернационалистам.
Черными линиями отмечены границы городского кладбища.

О том, как переносили троллейбусное движение с Дачной на Коммунистическую, читайте в заметке слева. Однако жители города просили вернуть «рогатый» транспорт. Подробнее об этом читайте в заметке справа.

Первой ласточкой современной застройки улицы Дачной стало здание НИИ Подшипниковой промышленности, более известное нам как ТЦ «Айсберг». Оно было построено не на пустом месте, под снос пошли дореволюционные бараки. Введено в эксплуатацию в 1974 году.

Существовал НИИ до 1995 года, после чего перешел в руки самарских бизнесменов Вячеслава Автаева и Сергея Сысоева. Во второй половине 1990-х годов здесь разместились оптовый рынок, рестораны и ночной клуб «Айсберг». О последнем читайте в интервью с шоуменом Евгением Козаченко.

А это выступление Линды в ночном клубе «Айсберг» в 1999 году.

В 1976 году началась зачистка дореволюционной застройки под строительство VI и V Мичуринских микрорайонов (проспект Карла Маркса, улицы Дачная, Мичурина, Владимирская).

В 1970-х годах имелись грандиозные планы по обустройству площади им. Митрофанова (Алексей Митрофанов — председатель самарского губкома, редактор газеты «Приволжская правда»), на которую выходила бы улица Дачная. Чтобы понять всю масштабность тогдашних градостроительных планов, прочтите следующие заметки.

Спойлеры: движение транспорта на улице Мичурина должно было быть закрыто, будущая площадь срезала острый угол на ее пересечении с Московским шоссе, а улица Осипенко должна была стать бульваром, тянущимся от Волги к улице Чернореченской.

В ноябре 1977 года площадь получила название «имени 60-летия Октября». На приведенном ниже фото запечатлен праздничный митинг. Обратите внимание, что улица Дачная напрямую пересекает Московское шоссе.

Дачная-ФОТО-12-площадь у Мичурина-1977

Пик строительной активности на улице Дачной пришелся на 1980-е годы. Но при советской власти застроить ее полностью не успели. Во многом причина тому — карстовые пустоты. В подвалах некоторых домов даже устанавливали специальные датчики, отслеживающие движения грунта.

А вот как выглядят последние по нумерации дома улицы Дачной.

Дачная

Авторы: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook