Улица Клиническая

 1 040

Автор: Андрей Артёмов

Проходит по территории Октябрьского, Железнодорожного и Ленинского районов города. Ориентировочная дата появления на карте Самары — 1880-е годы.

С 1850-х годов улица Мельничная (была переименована в Клиническую в 1935 году) проходила по одному из пригородов тогдашней Самары — Солдатской слободе. О ее истории мы подробно писали в статье об улице Владимирской.

На приведенной ниже карте Самары 1886 года нынешняя улица Клиническая отмечена красной линией.

1886samara

В начале XX века к востоку от Солдатской слободы вырос более крупный пригород Самары — Мещанский поселок. Улица Клиническая стала в нем одной из центральных. На приведенной ниже карте 1910 года она отмечена красной линией.

samara-plan-1910

Как выглядела улица Клиническая в конце 1910-х годом, можно видеть на следующем фото. На ней запечатлен трамвай, ветка которого была проложена здесь еще в 1916 году.

4 вид на юго-запад (Трамвай на ул. Мельничной).

Какими-либо общественными или административными учреждениями дореволюционная улица Клиническая похвастаться не могла. В справочнике Весь Куйбышев за 1936 год есть лишь одно упоминание о ней — в доме №66 жил участковый врач М.С.Ржевский.

Нумерация домов по улице Клинической к 1937 году по нечётной стороне достигала 107, а по чётной — 98. К 1965 году предельная нумерация выросла до 125 и до 156 соответственно. Посмотрим на спутниковые снимки улицы Клинической 1965 года.

Как можно убедиться, к 1965 году  дореволюционная застройка Мещанского поселка жила и здравствовала. На фото слева выделяется главная здешняя достопримечательность — школа №75 (ныне №132). Строилась она, как сообщают куйбышевские газеты, долго, но это того стоило.

На правом фото обращает на себя внимание «извилистость» улицы Клинической на отрезке от нынешней Пензенской до Лунной.

На следующих снимках представлена нижняя, слабо населенная часть улицы Клинической.

Обратите внимание на троллейбусное кольцо на левой фотографии. Когда-то на пересечении нынешних улиц Клинической и Авиационной разворачивался троллейбус №9, который появился здесь в 1957 году. Пройдет еще 18 лет, и улица Клиническая выбьет транспортный страйк — по ней пойдут еще и автобусы (маршрут №52).

В 1970-е годы улицу Клиническую стали застраивать новыми домами. Она оказалась в центре Мичуринских микрорайонов. Первые два высотных дома появились возле Больничной – № 14 (1970 год) и № 17 (1972 год).  В 1977-1978 годы Клиническая была застроена от улицы Мичурина до Чернореченской.

Микрорайонная застройка потребовала переноса дореволюционных трамвайных путей с ныне сильно урезанной улицы Пролетарской на Чернореченскую, где они находятся по сию пору. Произошло это в 1980 году. На представленных ниже фото — трамвайные пути по улице Пролетарской и сообщение о ДТП с участием этого вида транспорта.

В конце 1970-х годов была построена Привокзальная отопительная котельная (Клиническая, 160). Вообще, отрезок этой улицы близ городского кладбища богат на промышленные предприятия. Вот лишь небольшой их перечень датированный 1970-ми годами:

№ 154 — областная швейная база «Росторгодежда»;
№ 200 — РСУ № 7 и РСУ № 8 треста «Куйбышеремстрой»;
№ 210 — Управление производственно-технической комплектации треста «Куйбышевмелиоводстрой»;
№ 212 — передвижная механизированная колонна № 17 того же треста;
№ 225 — станция техобслуживания автомобилей;
№ 255 «б» — областная колонна «Облколхозстройобъединения»;
№№ 257/259 — производственно-заготовительное предприятие «Вторсырьё»;
№ 261 — СУ Облпотребсоюза и специальный монтажный участок уфимского СМУ № 6 треста «Роскоопмонтаж».

Совершить виртуальное путешествие по улице Клинической в Санкт-Петербурге вы можете здесь.

Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook