А КАК ПО ВОЛГЕ БРОДИТ ОДИНОКИЙ БУРЛАК. Фоторепортаж с открытия выставки Ильи Репина и немного о жизни художника в наших краях

 343

Автор: Андрей Артёмов

.
,

Намедни в самарском Художественном музее открылась выставка «Репин: вовлеченный свидетель. К 170-летию со дня рождения художника». 
Мы не пропустили это событие и даем вам шанс прикоснуться к прекрасному через фоторепортаж.

Текст: Андрей Артемов, фото: Анар Мовсумов

repin_ 7

Илья Ефимович Репин бывал в наших краях дважды.
Первый его визит датируется 1870-м годом. Еще в студенческие годы, обучаясь в Петербургской академии художеств, Репин задумал написать картину о нелегком труде бурлаков, которых он лицезрел на Неве.

Бурлаки

Совсем скоро по наводке другого живописца Константина Савицкого он отправился в круиз по Волге — посмотреть на работу «настоящих» бурлаков. В компании своих друзей художников Репин проследовал от Твери до Саратова, но плененные красотами Жигулевских гор, на обратном пути они высадились в Ставрополе-на-Волге. В итоге все лето он провел на самарской земле. Сначала в Ставрополе, потом в Ширяевом Буераке (совр. Ширяево). Собирая материал для своей будущей картины “Бурлаки на Волге”, он также побывал в селах Царевщина, Курумоч, Моркваши и на Царевом Кургане. В саму Самару живописец приезжал за почтой и провизией.

repin_ 6

В следующий раз Репин посетил наш город в июне 1872 года. Он поселился в небольшом домике близ набережной Волги и писал этюды с бурлаков на барках, а также общался со своими натурщиками.

Также, несколько позднее, Репин состоял в переписке с Петром Алабиным. Вот небольшие выдержки из одного такого письма:

О жизни в Ставрополе-на-Волге:

«В Ставрополе мы прожили десять дней; то переезжали в Жигули и взбирались до верхних скал, то рисовали на берегу, в затоне, всегда полном барками, завознями со всякой всячиной, то на брошенном Волгой старом русле, представлявшем виды старой пустыни.
В Ставрополе мы уже освоились несколько с Волгой. Убедились, что и здесь живут тоже добрые русские люди, разбойники вывелись давно, и мы спрятали наши револьверы, как ненужные вещи, и перестали делать баррикады из стульев у дверей – ибо ни двери, ни окна нашей квартиры не имели затворов. Квартирная хозяйка Буяниха, несмотря на свою страшную фамилию, была добрая, толстая, приземистая и хлопотливая старушка; она призналась, перед отъездом нашим, что мы своими стрижеными головами и необычайным ей видом так напугали весь ее дом, что они даже пригласили соседа, отставного солдата с пистолетом, для безопасности; и всю ночь не спали. Они подслушивали и подсматривали в щель, когда мы сооружали баррикады перед их незатворявшимися дверями, не могли понять, что мы делаем, и только крестились от страха».

repin_ 4

О натурщиках:

«В Самару мы ездили по очереди всякую неделю, за провизией, в магазин Санина, за письмами и т.п. По несколько часов приходилось ждать неаккуратно ходившие пароходы, подъезжать к нему на лодках, а к вечеру возвращаться в Ширяево таким же способом. Здесь мы прожили все лето; приобрели лодку с парусом и часто делали экскурсии для этюдов, верст по 10-15 вверх и вниз по Волге. Местное население относилось к нам недоверчиво. Они никак не могли понять нашего не виданного ими дотоле занятия. Первый же рисунок мой (в альбом) с группы детей на берегу окончился скандалом.
repin_ 15

Дети были довольны, получив по пятачку за свое смирное сидение, но сбежавшиеся матери пришли в ужас; они приколотили детей и заставили их бросить деньги. На плач сошлись мужики и строго потребовали объяснения – кто мы. До нашей избы нас сопровождала уже целая толпа с зловещими лицами и настоятельным требованием паспортов. Мы вынесли паспорта, но оказалось, некому было прочитать, толпа была неграмотна. Один серьезный и сметливый мужик, заметив черную печать на паспортах, спросил: «А что же это за печать такая?» – «Это печать Императорской Академии Художеств». Толпа мгновенно присмирела. «Императорская печать», «Императорская печать», – прогудело в толпе; она разошлась понемногу; а наутро раздобыла пропойцу, отставного писаря. Писарь объяснил им все как умел; но печать скоро перетолковалась в Антихристову, и только отпетые бурлаки не боялись сидеть или стоять нам на натуры, когда мы обещали им по полкварты за работу. Но и этих смельчаков я не раз замечал, как получив деньги, они, отойдя подальше от меня, крестили на своей ладони плату за сеанс; и тогда уже повеселевшие прибавляли шагу, когда убеждались, что деньги не превращались в черепки».

repin_ 12

О недоверии и лжи во благо:

Между бурлаками попадались люди просвещенные. Канин (расстриженный поп), Константин, бывший иконописец, Павко моряк, служивший на восточном океане во флоте. Они были поражаемы моими этюдами. «Дивное! И тут человек, и там человек!» Скоро, по праздникам, мужики и бабы стали проситься к нам. «Ваше благородие, позвольте на бурлака поглядеть, бают, гоже, с трубкой, написали». Удивление выражалось смехом и громкими замечаниями. Но бабы после удивления откровенно вздыхали об этих погибших душах, и в Ширяеве никто из местных обывателей, исключая Левки дурачка, не соглашался сидеть для списывания. Все наши уговаривания, объяснения нашего занятия ни к чему не вели. Признаюсь, от отчаянья я пускался даже в ложь. Я заверял их, что картины наши мы пишем для Царя; не ехать же Самому Царю сюда к ним в Ширяево; а ему ведь надо знать, где какие люди живут, в чем ходят, как работают. «Так мы тебе и поверили», – отвечают с улыбкой бабы. «И, что родимый, мы этому не достойны», – отвечают хитро мужики. Не верили. Да и сам я не поверил бы тогда, что впоследствии картина моя будет висеть во Дворце Великого Князя Владимира Александровича, и что мне посчастливится рассказать Ему лично обо всем; и что жизнь более интересных бурлаков сделается известной даже лично Государю через Великого Князя. Обо всем этом я даже и не мечтал тогда.

repin_ 1

repin_ 2

repin_ 3

repin_ 5

repin_ 8

repin_ 9

repin_ 10

repin_ 11

repin_ 13

repin_ 14

repin_ 16

repin_ 17

repin_ 18

repin_ 19

repin_ 20

repin_ 21

Выдержки из письма взяты с сайта http://museum.samgd.ru/