Царские люди

Цыгане в инстаграме: роскошь, колдовство и последняя надежда цыганского письменного языка

 14 558

Автор: Редакция

Мужчины в бархатных костюмах, девушки с научно-фантастическими бровями, золотые диваны, обои и цепи, видео с танцами и «тэ явэн бахталэ» («Будь счастлив, удачлив!») под каждым постом — это цыганские аккаунты в инстаграме. Обнаружив однажды замкнутое инстаграм-сообщество самарских цыган, авторы ДГ изучили тему глубже — и нашли прекрасный мир, где цыгане показывают себя в самом лучшем свете.

«Tsarskiye_roma», «gipsi_aristokrat», «beatiful_gipse», «roma_news», «gipsy_imperiya», «gipsy_gold» — аккаунтов с подобными названиями сотни, а число подписчиков каждого доходит до нескольких десятков тысяч.

В аккаунте talantlivie_roma, например, собирают видео с песнями и танцами, в нем больше 70 тысяч подписчиков, и еще 40 тыс. — у аналогичного аккаунта с детскими видео. Здесь можно увидеть цыган как из соседнего Ульяновска, так и из далекого Лос-Анджелеса. «В конкурсе принимают участие только цыгане независимо от страны и народа! Цыганский народ един», — декларирует админ группы, объявляя очередной творческий конкурс.

Технически это личные аккаунты, владельцы которых делают банальную вещь: собирают по инстаграму фото цыган и выкладывают их на своих страницах, иногда с подписями, иногда просто с сериями хэштегов. «Фото берем без спроса», — предупреждают владельцы групп, но обычно обещают удалять их по запросу владельцев или героев.

У этих страниц нет какой-то серьезной цели. Они просто показывают цыганам: смотрите, вот, мы, цыгане, — мы есть. Отличные, красивые, богатые цыгане. И нас много — новые фото появляются чуть не каждые полчаса.

На некоторых страницах есть отдельные тематические серии сторис — «Свадьбы», «Выписка», «Пары». Торжественные события чаще в фокусе админов: там цыгане самые красивые и нарядные. «Самые роскошные», «самые красивые», «вся элита здесь», «все сливки цыганского общества» — так админы пишут о своих страницах и героях.

И не обманывают.

Во ВКонтакте тоже есть цыганские группы, но масштаб их меньше — чаще всего в пределах 10-15 тысяч подписчиков. В инстаграме множество цыганских групп численностью от 20 тысяч подписчиков, а всего мы нашли их более ста. Даже у главной национальной общественной организации, Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, есть канал коммуникаций только в одной соцсети — инстаграме.

Роман Ковло создал свою цыганскую группу romani_devla всего два месяца назад, и за это время на нее подписалось уже 11672 человека:

— Я создал цыганскую группу в инстаграме чисто для себя. За два месяца туда подписалось несколько тысяч человек, в числе которых есть известные цыганские музыканты. Я даже никакую рекламу не делал. Основное содержание группы — это фотографии и видео, которые мне присылают подписчики. Они это делают, чтобы просто показать себя и пообщаться друг с другом, так как переписываться на цыганском можно только в социальных сетях.

Есть и локальные группы. Самарская страница _gozha_roma_ насчитывает практически восемь тысяч подписчиков, а донецкая группа donetsk_gipsy_ уже собрала десять тысяч цыган. В таких аккаунтах большинство фотографий — местных жителей, многие из которых друг друга знают и не нуждаются в посторонних, поэтому некоторые странички могут быть даже закрыты. Содержание городских групп немного отличается от глобальных: здесь больше семейных фотографий и обычных селфи, попадаются совсем простые кадры. Но антуража это не убавляет — царские костюмы и цыганские песни все так же бросаются в глаза. Особенно привлекают внимание переписки участников на цыганском языке, окруженные любовными смайликами: посты в таких группах — один из каналов знакомств для молодых людей.

Бизнес

«Своих» цыгане находят в инстаграме не только для того, чтобы посмотреть на фото.
— После девятого класса я поступила в медицинский колледж, — рассказывает Мария Демьянова. — На втором курсе сильно заболела, поэтому почти два месяца не ходила, а когда вернулась, меня отчислили. Так и не восстановилась. Сейчас я работаю в торговом центре, а дома занимаюсь наращиванием ресниц. И в этом мне очень помогает инстаграм. Стоило мне выставить фотографию сертификата, так мне сразу стало писать много наших.

Иногда в цыганских группах попадается реклама «цыганского покера» — на самом деле это обычные покерные приложения. Или аккаунты гадалок — цыганские занятия, когда-то бывшие традиционными, но давно уже мифические, приобретают новые формы.

_gipsy_imperiya_ea7_2

Но дело, конечно, далеко не только в приобретении новых клиентов.

— Инстаграм лучше развит по сравнению с другими социальными сетями. Поэтому он так популярен среди цыган, — объясняет Мария. — Там больше информации, создаются многотысячные объединяющие странички. Их делают для того, чтобы наш народ был в курсе всех событий. Можно сказать, что такие цыганские группы в инстаграме — это как посмотреть по телевизору свежие новости. Там мы и переписываемся в основном на своём языке. С помощью социальных сетей цыганский язык не забывается.

#тэявЭнбахталЭ

Инстаграм спасает письменный цыганский язык: на нем больше негде переписываться, кроме социальных сетей. В России цыганский язык не преподается, учебники и разговорники если и издаются, то в частном порядке. В основном язык, о каком бы его диалекте ни шла речь, передается в семьях устно.

— В цыганском языке очень много русских слов, но применяется он только вербально. Поэтому для сохранения языка так важен интернет, — объясняет Александр Демченко, активный пользователь инстаграма и участник цыганских групп. — Особенно инстаграм, так как он доступен по всему миру. ВКонтакте есть только на территории СНГ, а ведь цыгане живут в каждом уголке земли.

Самарчанка Диана Сличенко учится в университете и составляет цыганские словари и книги с загадками:

— В цыганском языке существует алфавит, который не сильно отличается от русского. Опираясь на эти знания, я составляю словари. Иногда приходится обращаться к старикам, которые помнят слова, уже вышедшие из употребления. Также мы с коллегой сейчас готовим книгу с детскими загадками на цыганском языке и исследуем различия сервицкого диалекта в России и Украине. Конечно, большая концентрация письменного цыганского языка находится в социальных сетях. Почти все мои знакомые — там.

— Большинство цыган общаются на своём языке именно в инстаграме. Это глобально, это актуально, так как это основной источник коммуникации по всей России, — говорит Артур Барановский, управляющий в салоне связи «Связной». — У цыган всегда была активная коммуникация между собой. Создание странички в инстаграме — это совет друга, группа — это возможность найти знакомого из другого города. Есть группы на разные тематики, вступают в них по собственной инициативе, исходя из личных интересов.

Ученый секретарь Отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН Кирилл Кожанов изучает цыган профессионально. На сайте «Арзамас» у него целый курс об истории цыган и связанных с ними мифах.

— Мне кажется, что надо говорить не столько про сохранение, сколько про развитие письменного цыганского языка, — уточняет Кожанов. — В мире сейчас существуют десятки диалектов цыганского языка, и некоторые настолько разные, что говорящие на них с трудом понимают друг друга. Кроме того, нет единого стандарта, одного литературного языка, которому можно было бы следовать. Мы знаем о попытках создать письменность на цыганском языке (например, такая попытка была предпринята в Советском Союзе в 1920-30-е гг.), но обычно они не имеют большого эффекта, потому что нет средств для обучения этим правилам, школ на цыганском языке и в целом своего государства. Как правило, цыгане в России получают образование в русских школах на русском языке, сам факт письменного текста на цыганском кажется необычным.

Социальные сети действительно оказались уникальным местом, в котором цыгане могут переписываться на своем языке. Общаться можно не только с ближайшими родственниками и друзьями, но и незнакомыми людьми из разных городов и даже стран. Бумажные книги на цыганском языке труднодоступны, нет простого пути их распространения среди цыган, а социальные сети позволяют быстро и эффективно популяризировать и распространять такие произведения.

Цыгане несомненно осознают себя как отдельный народ с собственными ценностями и культурой, но они мало знают о жизни других цыган, потому что не имеют одного места проживания и расселены по всему миру. Группы в соцсетях дают возможность узнать и обсудить разные новости с самыми разными цыганами из любой точки земли, а социальные сети требуют по крайней мере частичного письменного общения.

@gold_beautiful_roma

— Как и другие этнические меньшинства, особенно те, кто подвергаются внешнему давлению, цыгане стараются объединяться, — говорит Диана Сличенко. — Цыгане, как известно, жертвы стереотипов и дискриминации. Мы все социализированы, и очень мало цыган, которые до сих пор придерживаются консервативных взглядов и сторонятся интеграции в общество.

На фото в цыганских группах, впрочем, цыгане выглядят не очень-то интегрированными в общество. Девушки чаще всего в длинных платьях, вместе на фото с мужчиной они оказываются только если это муж или брат — и это всегда указывается в подписи. Вообще групповые фото почти строго делятся на мужские и женские — эти компании пересекаются только на семейных фото с детьми. Ценность семейной жизни специально подчеркивается, супружеская пара — особенный объект любования: «Муж и Жена!», «Новая пара».

Эти группы показывают только парадную сторону жизни цыган. Здесь нет почти ничего повседневного: в основном постановочные фото за столом, на свадьбе, на фоне роскошного интерьера. Даже молодые люди как будто никогда не бывают в университете или общественных местах, где есть другая, нецыганская публика.

Редко-редко на фото и в видео мелькнет что-то жизненное: танцует, например, немолодой мужчина, ему хлопает такая же мужская компания, а на заднем плане девочка лет 10 старательно выметает пол. Или в комментариях к видео со свадеб выясняется, что невесте едва исполнилось 14, и среди публики разгорается ожесточенный спор о том, должен ли уходить в прошлое обычай ранних браков. Оживленно обсуждались события, произошедшие в июне 2019 года в селе Чемодановка Пензенской области, когда массовые драки цыган с русскими закончились гибелью местного жителя и бегством тысячи цыган из села.

И все же такое бывает очень редко. По большей части цыганский мир в инстаграме выглядит прекрасно: люди в нем сыты, хорошо одеты, ухожены и ни в чем не нуждаются. И это мир, который принадлежит цыганам, их территория.

Правда это или нет, не так важно. Можно подумать, в другом, нецыганском инстаграме — много правды.

Текст: Катерина Маршалюк, Юлия Апухтина

Фото из групп в инстаграме @beatifu_gipse_2019,  @gipsi_2019, __gipsy_imperiya_ea7__/ Редакция удалит конкретные изображения по требованию их авторов.