ПО ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ

Прогулка с купеческим сыном по улице Дворянской. Продолжение

 3 063

Автор: Андрей Артёмов

.

,

Вместе с внуком купца 1-й гильдии Егора Аннаева Николаем мы продолжаем путешествие по улице Дворянской образца 1912 года. В прошлый раз мы остановились на пересечении с Панской, сегодня нам предстоит добраться до городского театра.

Пояснения и комментарии к авторскому тексту даны курсивом.


Второй квартал

Дом Покидышева

Первый квартал закончился. Я перешел Панскую улицу и вступил во второй квартал. Дверь на углу Дворянской и Панской вела в галантерейный магазин Покидышева (Куйбышева, 99), того Покидышева, на даче которого наша семья жила несколько лет назад. Окно магазина Покидышева мне памятно тем, что когда в биоскопе ставился «Отец Сергий» с участием Мозжухина и Лисенко, в этом окне почему-то выставлялись кадры из «Отца Сергия»…

Otets_Sergiy_1918_Poster

Данный квартал был необыкновенно привлекательным для меня, потому что здесь находились три биоскопа: на левой стороне — «Триумф» (Куйбышева, 86; в советское время «Им. Ленинского комсомола») и «Модерн» (Куйбышева, 84; в советское время «Молот») — последний над кондитерской Смыслова, на правой стороне — «Художественный».

Отмечу, в чем состояла художественность последнего. Фойе «Художественного» было прекрасно отделано. У меня остались в памяти: японский уголок, обнесенный тростниковой перегородкой и украшенный японским фонарем, огромная красочная картина в раме — вид парка с террасы, по барьеру которой разгуливали голуби и стенная роспись, — например, растянутая по горизонтали, неширокая полоса над входной дверью в зрительный зал, изображающая женщину, которая лёжа на животе на берегу ручья, зачерпывала ладонью воду, чтобы напиться…

В конце здания гостиницы «Гранд-Отель» (Куйбышева, 111), у двери оружейно-оптического магазина Неймана, над тротуаром свешивалось огромное золоченое пенсне с синими стеклами.

Гостиница Гранд Отель

Весьма примечательная фотография, сделанная в 1905 году. Слева от входа в гостиницу — магазин Франца Неймана. Можно увидеть то самое пенсне и вывеску с надписью «Порох». Обратите внимание, что фасад гостиницы еще не реконструирован в стиле модерн. А вот реконструкция фасада дома, в котором размещался кинотеатр «Художественный», идет полным ходом, фасад здания опутан строительными лесами.

Напротив, на другой стороне Дворянской улицы, дом Егорова (Куйбышева, 96) красовался своей рельефной отделкой, значительная часть которой, как я узнал много позднее, была выточена из камня каким-то ссыльным мастером. В этом доме находился винно-гастрономический магазин Алексея Егорова с рядом ящиков, полных конфетами и с вывешенными в окне связками бананов и ананасов.

Магазин колониальных и гастрономических товаров купца Егорова был для Самары аналогом московского «Елисеевского» гастронома. Здесь продавались самые изысканные деликатесы. Любопытен и его дом. Фасад выполнен в редком для Самары стиле «русского» барокко. Существует версия, что проект дома Егоров разработал сам, обладая талантом к рисованию.


Третий квартал

Закончив второй квартал и перейдя Предтеченскую (Некрасовская) улицу, я очутился в начале третьего квартала. В нем наиболее запомнилось мне следующее, что находилось на правой стороне: магазин «американских» товаров (представлял собой деревянный павильон, расположенный на месте нынешнего сквера «Три Вяза»), где любая вещь стоила 25 или 50 копеек, колбасная Дашкевича (Куйбышева, 125), в которой мама обычно покупала колбасу без чеснока, Александровская публичная библиотека (Куйбышева, 131) и в том же доме городской музей, в котором меня особенно привлекал художественный отдел…

На левой стороне находились: в угловом помещении — музыкальный магазин Чулкова (Куйбышева, 102; Павел Чулков известен как изобретатель баяна), рядом с ним, в том же доме — книжный магазин «Товарищество»; дальше огромное окно под вывеской «Громов» (Куйбышева, 104; дом купцов Соколовых, в котором размещалось Коммерческое собрание), в котором были выставлены картины, писанные масляными красками и затем — шашлычная «Эльбрус», внутренность которой, видная через окна, была отделана диким камнем, что должно было напоминать о Кавказе…

Коммерческое собрание

На этой фотографии ∼1900 года слева виден одноэтажный флигель справа от здания Коммерческого собрания. До 1908 года в нем располагался знакомый нам музыкальный магазин купца Бёма. Позднее в нем открылась шашлычная «Эльбрус», в 1960-х годах здесь разместилось кафе «Снежинка» (в народе — «Сугроб»)

Квартал заканчивался слева электро-театром «Унион» (угол с улицей Льва Толстого, сейчас на его месте убогая новостройка), справа — большим книжным магазином в одноэтажном каменном доме (Куйбышева, 133; виден на фотографии).

Что любопытно именно в кинотеатре «Унион» после Февральской революции состоялось первое легальное собрание самарских большевиков. Произошло это 26 марта 1917 года. Хедлайнерами были старый большевик Алексей Митрофанов и будущая жена тов. Куйбышева Евгения Коган. 


Четвертый и пятый кварталы

Перехожу улицу Льва Толстого. Следующий четвертый квартал Дворянской улицы начинался с цветочного магазина Решетникова (Куйбышева, 135; дом купца Дунаева). У входа в этот магазин стояли два лавровых деревца, посаженные в кадках и остриженные «шапочками»…

Дом Клодта

Дом Клодта (Куйбышева, 139) выглядел сказочным замком. Напротив был одноэтажный дом Ветрова — редакция газеты «Волжское слово» (Куйбышева, 124)

Газета «Волжское слово» являлась органом местной организации партии кадетов. Ее редактором был адвокат Осип Гиршфельд (владелец любимого самарцами фахверкового дома), владельцем издания — присяжный поверенный Василий Ветров. Почитать «Волжский день» можно здесь.

Над забором Александровского катка (находился на месте правого крыла Дома промышленности) высился на столбах огромный щит с рекламами. Здесь наряду с печеньем фабрики Эйнем и другими общероссийскими товарами рекламировались изделия самарских торговых фирм.

Вот ворота Журавлевского механического завода (в советские годы — Станкозавод). За забором Николаевский приют с церковью (располагался на месте ТЦ «Парус»).

10-Самара-1881г-Николаев
Перекресток улиц Красноармейской и Куйбышева в 1881 году. На месте ТЦ «Парус» — Николаевский сиротский приют для девочек

Квартал закончился. Перехожу Алексеевскую улицу (Красноармейскую) и вступаю в последний, пятый квартал Дворянской улицы. Слева — Струковский сад, справа — большие красивые дома: Наумовский (Куйбышева, 151) и Крестьянского банка (Куйбышева, 153).

Дом Наумова

Наконец за углом Почтовой улицы я увидел вдали городской театр. Итак, цель моей прогулки была достигнута, и я отправился в обратный путь.


Читайте по теме:

Воспоминания о дореволюционной Самаре внука купца Егора Аннаева: дом на Алексеевской площади, учеба в Реальном училище и дачный отдых на 2-й просеке.


При подготовке статьи использованы материалы группы «Архивы Самарской области»

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»