«Во главе модели должна стоять экономика»

Ректор СамГУПС Иван Андрончев: принята новая стратегия развития СамГУПС

 589

Автор: Евгений Золотухин

В декабре 2018 года в Самарском госуниверситете путей сообщения приняли новую стратегию развития вуза, которая в той или иной степени затронет 23 тысячи студентов, учащихся в структурах университета, расположенных в разных регионах. Мы поговорили с ректором СамГУПС Иваном Андрончевым о том, как железнодорожники планируют использовать на транспорте цифровые технологии и результаты космических исследований, на каком этапе находится проект транспортного хаба, над разработкой которого работают в СамГУПС. И, конечно, вспомнили об объединении СамГУ и СГАУ: Иван Андрончев возглавлял самарский госуниверситет во время слияния — и до сих пор считает, что это было верным решением.

Часть ответов можно прочитать ниже, часть — только на видео.

 Об идее объединения вузов

— Идея была здравая: сделать науку и образование в Самарской области привлекательнее для талантливых и мотивированных школьников, молодых ребят. Нужен был университет мирового, европейского уровня, который сразу не появляется, нужно приложить колоссальные усилия. Была проведена планомерная работа: топ-100, тот же «аэрокос». Почему он был в лидерах? Потому что топ-100. Потому что менять что-то было нелогично, нерационально, были потрачены приличные средства на развитие вуза. И классический госуниверситет дополнил бы. Кстати, крупные зарубежные университеты тоже состоят из множества маленьких, просто у них есть общий бренд. Например, Гарвард.

Надо было не просто вливать в «аэрокос», как сейчас это сделано несуразно, а выполнить приказ министра Ливанова, в котором было написано — «провести реорганизацию двух вузов путем присоединения СамГУ к СГАУ в виде отдельного структурного подразделения». Сейчас об этом никто не говорит, хоть это и не сделано.

Объединение вузов: что пошло не так

— Конечно, сначала переживал. Как так? Но потом, чувствуя неприятие руководства «аэрокоса»… Работать в такой обстановке смысла нет. Устраивать какие-то разборки — значит, подорвать идею объединенного университета. Пришлось немножко уйти в сторону, побыть некоторое время безработным, что было неожиданно. Но я горжусь, что участвовал в этом процессе. Многие меня за это ругают, а я горжусь, что участвовал в создании большого современного университета в Самаре.

Все факультеты, члены ученого совета госуниверситета были уверены, что процесс не пойдет таким образом. Думали, что это будет синергия, дополнительные финансы. Когда все свелось к банальной смене руководства СамГУ — коллектив, в основном, сожалел, что так получилось. А те, кто способствовал (были там и такие персонажи), наверное, тоже сейчас не в лучшем восприятии своего духа. Но я считаю, что все было сделано совершенно правильно. Сейчас я поступил бы точно так же. Чтобы был крупный, современный, значимый вуз — Самарский университет.

О диверсификации научной работы и образования в СамГУПС

— Первый этап — довузовская работа по привлечению талантов. Второй этап — давать образование по схеме «культура через образование через исследование». Для этого мы планируем проводить обучение по трем ступеням.

Первая — федеральный образовательный стандарт для всех. Вторая — целевые соглашения между абитуриентом (или его родителями, если он несовершеннолетний), предприятием и СамГУПС. Предприятие выплачивает такому студенту часть стипендии, организует ему практику на рабочих местах, и в течении трех лет он будет работать на предприятии.

Третий этап — таланты, которых мы будем учить по особым программам, ориентировать их на научно-инновационный блок после обучения. Мы будем предлагать им место работы в пяти образованных научно-исследовательских структурах (научно-исследовательский институт человека, НИИ космоса, НИИ транспорта, НИИ энергии и НИИ города — прим. ред.), где они будут искать применение своим способностям.

О космосе и железной дороге

— Космос и железная дорога связаны. Например, через дистанционное зондирование земли, позиционирование рельсового полотна, контроль доставки грузов в виде контейнеров. Кроме этого, НИИ космоса планирует использовать и другие исследования. С заводом «Прогресс» будет подписано соглашение. Сейчас, например, мы исследуем Крымский мост с помощью дистанционного зондирования земли. Он не относится к РЖД, он входит в систему Федерального агенства железнодорожного транспорта («Росжелдор»), нашего учредителя. Мы будем отслеживать состояние Крымского моста с помощью наших коллег.

Кроме того, медико-биологические исследования (например, клеточные исследования на орбите) нужны для медицины. Работник любого транспортного предприятия должен быть здоров. В Оренбурге у нас есть медицинский колледж, входящий в структуру СамГУПС, так что у нас есть все необходимые лицензии.

Использование результатов космических исследований на транспорте — это незанятая ниша. В Москве это есть, а мы будем заниматься этим здесь, с «Прогрессом».

О проекте транспортно-логистического центра

— Мы, СамГУПС, совместно с правительством и РЖД хотим построить рядом с Чапаевском транспортно-логистический центр. Сейчас губернатор решает с РЖД важную задачу — определить место, где этот центр расположить. Мы предлагаем у Чапаевска — транспортно-логистический центр СамГУПС «Журавли». Конечно, мы заручились поддержкой «Росжелдора», он поможет нам взять 100 га земли под центр. Там мы и будем проводить обучение профессиям завтрашнего дня. У нас есть свои идеи: соединить цифровые технологии с транспортными и технологиями складского хранения. Во главе всей этой модели должна стоять экономика — биржевая торговля, интернет-торговля — чтобы заводить в Самару транспортные потоки, которые образуются на торговых площадках.

Существует федеральная программа модернизации транспортной системы России, в ней есть подпрограмма — «Транспортно-логистические центры», в которую попадут десять таких проектов со всей страны. Первые три — первым этапом. Мы сейчас, вместе с губернатором, правительством и минтрансом Самарской области стараемся заявить документы для участия в конкурсе. Это даст возможность использовать федеральные средства для обустройства подъездов и развязок, а сама территория будет осваиваться бизнесом — РЖД, «Трансконтейнером», заинтересованными частными компаниями.

Есть пять возможных площадок. Некоторые связаны с судоходством, в районе маяка. Есть площадка в Николаевке, есть в Кинеле.

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook