СОННОЕ СООБЩЕСТВО

В Самаре решали, куда дальше идти музею имени Алабина

 749

Автор: Вячеслав Сорокин

.

,

Отсутствие хорошей экспозиции, небольшая посещаемость и неясные перспективы – вот лишь небольшая часть проблем музея Алабина, которые озвучили во время встречи, состоявшейся в четверг, 14 мая, на которой обсуждали его дальнейшее развитие.

Во время совещания обсуждали взаимодействие музея Алабина с другими музеями города и области, нынешнее место и значение музея в Самаре, а также пытались понять, может ли он сейчас принять туристов и чем их заинтересовать.

На встрече присутствовали как представители музея Алабина, так и других музеев региона, эксперты из Тольятти, журналисты, учителя и преподаватели, а также работники Министерства культуры.

Как ранее заявлялось, одной из тем обсуждения могло стать и объединение двух музеев – Алабина и Художественного. Однако, как выяснилось, вопрос стоял не об объединении, а о возможном взаимодействии.

Один из путей, по которому может пойти музей, – стать основным учреждением, которое представляет историю края.

«Проблема музея Алабина в том, что он ушел в узкоспециальные вещи и существует только как музей. Здесь прекрасная коллекция, здесь есть экспозиция, но это музейная, специальная деятельность. Мне кажется, в первую очередь это региональный музей, который отвечает за краеведение, за просвещение, за культуру всего региона. Уход в профессиональные вещи уводит музей из культурного пространства региона. Даже внешне не видно, что это региональный, центральный музей. Кроме того, музей не участвует в различных обсуждениях, в нем практически не бывает экспертов федерального уровня. Музей находится вдали от туристических троп, но если есть качественные продукты, то никакая удаленность не может играть роль. Сейчас музей – достаточно сонное сообщество в городе и регионе», — считает директор литмузея Людмила Савченко.

Пока дальнейшее развитие музея находится под вопросом, потому как сами его работники, ответственные за развитие, похоже, не совсем представляют, куда идти дальше.

«Наверное, мы действительно не задумываемся, для кого мы делаем проекты. Этот вопрос мы себе задаем. Мы понимаем, что выставки должны рождать эмоции, вызывать чувства», — рассказал заместитель директора по развитию музея Алабина Сергей Акимов.

Есть проблемы и с посещаемостью. Хотя конкретных цифр по посещаемости и стоимости билетов на совещании озвучено не было, Акимов отметил, что примерно половина посетителей — это дети, которые приходят с экскурсиями. Как справедливо заметили участники совещания, таких посетителей проще всего привлечь, поскольку они приходят в составе экскурсий от школ едва ли не в принудительном порядке. Как менять ситуацию, непонятно. Акимов считает, что нужно привлекать разную аудиторию в возрасте от 22 до 40 лет, однако как именно это делать, не отмечает.

Как справедливо замечали участники обсуждения, лучше было бы привлекать платежеспособных посетителей, в 22-24 года не все могут себе позволить регулярно посещать выставки и музеи. Как рассказала директор городского центра детско-юношеского туризма Елена Лайкова, даже за экскурсии для детей молодые родители платят довольно неохотно.

«Детская целевая аудитория не самая простая. У нас есть потерянное поколение – это их родители. Спросите, если они посещают музеи, что они оттуда выносят? Как они разговаривают после этого с детьми? Для того, чтобы полюбить что-то, нужно это сначала узнать. Раньше не выпускали в другой город никого из детей, если они не посетили все самарские музеи, пока по памятникам природы не прошли. Было и такое. Поэтому мое предложение: создать единую программу и включить туда все заинтересованные структуры — и Министерство культуры, и Министерство образования, и Министерство туризма. Что бы ни говорили про целевые аудитории, все начинается с детства. Если и сейчас детей упустим, то потом к вам никто не придет», — считает Лайкова.

Однако, по мнению редактора газеты «Культура» Виктора Долонько, нет никаких гарантий, что ребенок, когда вырастет, добровольно начнет посещать музеи, куда его в детстве водили чуть ли не насильно. Как привлечь взрослых людей, непонятно. Собравшиеся эксперты в основном говорили о проблемах, о неинтересных выставках и сайте, а также о внутреннем взаимодействии музея Алабина с музеями модерна, Фрунзе и Ленина, между которыми сейчас не видна согласованность действий. Каких-то конкретных путей решения, что же именно нужно делать, чтобы привлечь посетителей, названо не было. Однако по итогам двухчасового совещания было принято решение сделать музей культурным центром области. Кстати, в самом начале обсуждения представители Министерства культуры сообщили, что готовы поддержать лучшие проекты и оказать софинансирование. Деньги на реализации хороших проектов и концепций есть.

Интересно, что на совещании даже высказывалось мнение, что проблемы посещаемости и развития – это забота музея, и для этого не стоит привлекать такое количество экспертов.

«Вы обсуждаете проблемы одного музея. Это тема для рабочего совещания с цифрами — сколько билетов продано, сколько людей пришло… Стоит ли такому большому кругу экспертов разного типа собираться ради такого?» — задал вопрос профессор Самарской архитектурно-строительной академии Сергей Малахов.