ЭНЦИКЛОПЕДИЯ САМАРСКИХ УЛИЦ

Аэродромная: воздушная гавань, Черновские сады и волжские «Черемушки»

 2 611

Автор: Андрей Артёмов

Вот уже более месяца живет и процветает наш новый спецпроект «Энциклопедия самарских улиц», в котором мы кратко описываем место в истории города и на его карте всех (без исключения) самарских улиц.

Описания эти, как правило, краткие, но настал момент, когда мы решили поработать с крупными формами. Первой улицей, которая удостоится от нас полновесной статьи, будет Аэродромная. Для работы над этим материалом мы привлекли краеведа-энтузиаста Евгения Альмяшева, специализирующегося на истории и географии «неисторической части» города его «куйбышевского» периода.

Мои комментарии и дополнения к авторскому тексту будут даны курсивом.


Когда-то здесь на самом деле был аэродром. Появился он в 1930-х годах и для того времени был оснащен всем необходимым, чтобы принимать рейсы со всех концов страны. Со временем новые модели самолётов стали требовать более длинных взлетно-посадочные полос и для размещения Куйбышевского аэропорта понадобилось новое место. Им стал поселок Смышляевка.

«Старый» же аэродром продолжал мелькать на советских схемах развития Куйбышева и на немецких схемах Абвера, попутно работая полигоном для аэроклуба ДОСААФ.

В Википедии сказано, что полёты на аэродроме ДОСААФ прекратились в 1957 году. Местные рейсы сначала передали на Кряж, а когда весной 1961 года был введён в эксплуатацию аэропорт Курумоч, произошла новая рокировка.

Дальние рейсы ушли в Курумоч со Смышляевки, оставив последней обслуживание местных линий, сельхозавиации и авиации ДОСААФ. А судьба «старого» городского аэродрома была предрешена. Решение о застройке его территории жилыми домами носилось в воздухе не один год, но окончательно было утверждено в январе 1961 года.

В итоге на месте бывшего аэродрома ДОСААФ родился первый куйбышевский микрорайон, а с ним и обозреваемая нами улица Аэродромная. Стоит отметить, что есть и первый самарский микрорайон — Первомайские корпуса, на углу улиц Первомайской и Ново-Садовой (годы постройки 1925-1935).

Улица Аэродромная не особенно длинна – порядка 2,64 км или же шесть остановок трамвая. Её проложили строго с запада на восток, параллельно улице Гагарина, но ровно на один километр южнее.

У Аэродромной были две главные задачи. Первая – она должна была проходить сквозь строящийся микрорайон, являясь одной из главных его артерий. Соседние улицы — Революционная или Партизанская — имели и имеют более пёстрое архитектурное окружение, проходя через малоэтажную застройку или заходя в промзоны. Аэродромная же начата в микрорайоне и там же завершена, так что большинству его жителей предстояло регулярно по ней перемещаться. Вторая задача – более глобальная. В 1961 году требовалось разгрузить колоссальный пассажиропоток, двигавшийся по улицам Гагарина, Победы и далее по Кирова в направлении «город – промзона Безымянки» и обратно.

Над решением этой же «разгрузочной» задачи работали улицы Партизанская и Промышленности. В какой-то степени город сумел сладить с ней к концу 1964 года.

Аэродромная-газеты-1963-07-19-будущее улицы

Теперь немного поговорим о самом понятии микрорайона. Оно подразумевало, во-первых, застройку  наиболее скоростными способами (это панельное домостроение и поточный метод сборки), а во-вторых, создание такого жизненного пространства, в котором житель микрорайона мог полностью реализовать все свои социально-бытовые нужды. Это наличие в шаговой доступности самых необходимых магазинов (прежде всего продовольственных), а также кулинарии, предприятий бытового обслуживания, школы, детских садов и остановок транспорта. Чуть дольше пришлось добираться до поликлиники или кинотеатра.

Пионерами внедрения подобной идеи стали столичные Черёмушки – Юго-Западный район Москвы, превращённый из деревни в современный микрорайон. Название это стало нарицательным для СССР. Поскольку куйбышевские «Черёмушки» выросли на территории бывшего аэродрома ДОСААФ, в историю города эти застройки вошли именно как микрорайоны ДОСААФ, причём на схемах Куйбышева это название сохранялось до начала восьмидесятых годов.

Аэродромная-схема 1978 года
Массив ДОСААФ на туристической карте-схеме Куйбышева. 1978 год

В 1961 году были заложены фундаменты для первых домов. Строительные работы начались годом позже, потребовав трассировки автобусного маршрута по нынешней улице Революционной, а также прокладки десятикилометровой тепломагистрали в Микрорайон от БТЭЦ. Эти работы продолжались весь 1962 год.

Северная (чётная) стороны улицы Аэродромной примыкала к Первому (красные линии) и ко Второму (жёлтые линии) микрорайонам ДОСААФ.

-Куйбышев-1965-зима-Аэродромная-2-по мкр.

Южной (нечётной) стороне выпало соседство с более крупным Пятым микрорайоном ДОСААФ (синие линии – в будущем там разместится Дом молодёжи). Самым известным его жителем можно признать Константина Титова, жившего в начале 1970-х годов на улице Партизанской, 136.

ФОТО 08-Аэродромная-газеты-1962-08-04-ВКа-угол с Дзерж.
ФОТО 09-Аэродромная-газеты-1962-12-15-ВКа-угол с Револ.

Вверху — Аэродромная, угол с улицей Дзержинского
Внизу — угол с Революционной. Фотографии 1962 года

В 1963 году застройка направилась вниз по Аэродромной в направлении Авроры, а потом и за неё. Третий микрорайон ДОСААФ лежит по чётной стороне между Волгина и Авроры (зелёные линии). В нём уже тогда размещался автобусный парк Куйбышева. Что же до Четвёртого микрорайона

Географически им должен был стать квартал в белых линиях, включающий в себя территорию нынешнего ТЦ «Аврора» и кардиоцентра. Однако в 1960-е годы здесь было построено совсем немного жилых домов и, видимо, его сочли недостойным быть номерным. В итоге в 1968 году порядковый номер четыре был присвоен микрорайону в границах улиц Осипенко, Челюскинцев и Ново-Садовой (в народной топонимике — «Еврейский квартал»).

1978samara

Если строительство микрорайонов ДОСААФ велось практически на пустыре, то ниже улицы Авроры располагались обширные Чёрновские сады. Когда-то их планировалось сделать одной из крупнейших зелёных зон Куйбышева, но в итоге от них осталась лишь территория парка Победы и топографическое наименование — микрорайоны Чёрновских садов.

По чётной стороне улицы Аэродромной располагались Первый (в розовых линиях) и Второй (в фиолетовых линиях) микрорайоны Чёрновских садов. По нечётной стороне от Авроры вниз вплоть до улицы Промышленности (в жёлтых линиях), исключая цепочку частных домов, – Третий микрорайон Чёрновских садов, где проживает и автор этих строк.

В том же микрорайоне (Аэродромная, 109) в начале 1970-х годов жил известный игрок команды «Крылья Советов» Анатолий Кикин, отметившийся дублем в ворота Льва Яшина в полуфинале кубка СССР 1964 года.

ФОТО 07-Куйбышев-1965-зима-Аэродромная-2-по мкр.

В 1963 году Чёрновские сады застраивались в той части микрорайонов, которые располагались ближе к улице Авроры. «Низы» от Энтузиастов в сторону улиц Футболистов/Перекопской и Промышленности были возведены в 1964 году. Всё это шло параллельно строительству длинной трамвайной линии, которую открывали в три захода и всё время 6 ноября – в канун праздников.

В 1962 году ТТУ было не до микрорайонов ДОСААФ – прокладывались рельсы по XXII Партсъезда (через новый путепровод) и далее по Заводскому шоссе вплоть до его пересечения с проспектом Кирова. В 1963 году была пущена магистраль от улицы Тухачевского до кольца у Авроры, а в 1964 году оперативно кинули пути вниз от Авроры через улицу Промышленности в сторону сплетения улиц Гагарина, XXII Партсъезда и Красных Коммунаров.

Условия рельефа местности таковы, что перепад высот от Авроры до Промышленности превышает 50 метров, не зря здесь издавна размещён контрольный пункт ТТУ.

ФОТО 14-Аэродромная-схема рельефа

Вообще же, к 1964 году вся улица Аэродромная была застроена практически исключительно панельными пятиэтажками. Правда, во Второй микрорайон ДОСААФ на неё затесались и два крупноблочных дома (№№ 16 и 24), но в целом для жилых массивов ДОСААФ и Чёрновских садов такие эпизоды редки – здесь суммарно наблюдаются лишь шесть таких домов, в отличие от застройки 1960-1961 годов по улице Гагарина.

Стоит пояснить, что в панельном доме одной панели достаточно для постановки и монтажа стены комнаты, тогда как в крупноблочном исполнении эту же стену следует монтировать из нескольких блоков. Кирпичи, впрочем, ещё менее выгодны с точки зрения скорости строительства и в 1960-е годы даже существовало мнение об «отмирании» кирпичной темы в будущем.

О единственном «кирпичном» исключении улицы Аэродромной той поры стоит рассказать особо – это приписанный к Первому микрорайону ДОСААФ девятиэтажный дом по адресу Аэродромная, 12. Он стал первым домом такой этажности в Куйбышеве вообще. Его строительство велось в конце 1963 года и активно освещалось в прессе.

Конечно, дома такого рода строить заметно дольше и дороже по сравнению с монтажом панельных «хрущёвок», но они давали строителям необходимый опыт работ на большой высоте, учили всех обращаться с мусоропроводом и лифтом. Кроме того, они разбавляли панораму идентичных пятиэтажных, «хрущевских» близнецов.

Конечно же, застройка Аэродромной не завершилась в 1964 году. В Третьем микрорайоне Чёрновских садов уже в следующем году было начато строительство целого ряда панельных пятиэтажек со встроенными этажами – таких как дома №№ 71 (поликлиника), 97 (женская консультация), 107 (кафе «Бирюсинка» и кулинария), 111 (бытовое обслуживание и АТС), 113 (гастроном). Была построена и кирпичная пятиэтажка с книжным магазином по Аэродромной, 75.

Почему опоздание коснулось именно «встроенных» домов – версии могут быть разные, но сугубо фантазийные: либо дефицит удлинённых железобетонных панелей, необходимых для возведения первых «магазинных» этажей, либо стремление сдать в 1964 году побольше жилых квартир (читай – побольше домов без встраиваемых помещений).

В 1966-1967 годах там же в Третьем микрорайоне Черновских садов были построены ещё два девятиэтажных дома (под номерами 87 и 91).

ФОТО 18-Аэродромная-газеты-1967-08-30-ЛенЗн-фото из Парка Победы

Фото из парка Победы

Они выделялись широкими лоджиями, а разворот окон подъезда в сторону реки Самары давал шикарный обзор округи с верхних этажей, в чём я убеждался лично ещё лет тридцать назад.

В дальнейшем фасадная часть улицы Аэродромной застраивалась многоэтажными жилыми домами преимущественно «точечно». В начале 1970-х построены два дома напротив а/с «Аврора», торцами к Аэродромной.

ФОТО 19-Аэродромная-газеты-1976-04-28-ВЗя-фото угла Аэр. и Авр.

Вид по Аэродромной от улицы Волгина в сторону Авроры

В середине 1970-х выросли два общежития гостиничного типа между Авроры и Энтузиастов, а также, в пару к первой куйбышевской девятиэтажке, дом № 16а, где разместили и Центральную городскую детскую библиотеку.

ФОТО 21-Аэродромная-газеты-1977-02-10-ВЗя-фото обл.юнош.библ.

В начале 80-х в самом начале Аэродромной, на углу с Дзержинского, были построены «Куйбышевремстроем» два дома для своих работников.

В середине 1980-х были возведены два крупных дома вблизи Измайловского переулка. Они были построены 9 ГПЗ. И, наконец, в конце 80-х ещё два «точечных» дома на углу с Волгина.

После ликвидации трамвайной ветки по улице Энтузиастов и последующего ее благоустройства было возведено ещё несколько новых домов с видом на парк Победы, благодаря чему дом №72а 1999 года постройки стал самым высоким на Аэродромной  – в нём 13 этажей не считая технического.

С точки зрения возведения нежилых зданий и сооружений улица Аэродромная застраивалась не столь быстро. В течение нескольких лет в Пятом микрорайоне ДОСААФ существовал огромный «пятак», на котором размещалась конечная стоянка автобусов «Аэродромная», а также проводились ярмарки, останавливались приезжавшие в город зверинцы и устраивались новогодние ёлки.

Когда в 1966 году окончательно озвучили решение о строительстве Южного моста через реку Самару, большинство маршрутов автобусов откочевало с «пятака» в сторону автостанции «Аврора», построенной в 1967 году.

нет

Автостанция «Аврора» в 1990-х годах

В 1969 году на «пятаке» началось строительство так называемой «зональной школы комсомольских кадров», т.е. будущего Дома молодёжи, растянувшееся до конца 1977 года.

В культурной жизни Самары «Гамак» отметился, как место проведения первых фестивалей «Самый плохой» и как место рождения театра «Самарская площадь». А один из концертов устроенных в нем Битлз-ассоциацией даже попал в передачу Ивана Демидова «Музобоз».

 ФОТО 32-Аэродромная-газеты-1978-06-04-ВКа-Дом Молодёжи

Ещё один районный «долгострой» — кардиоцентр – сдали в канун 1976 года. А вот промышленных предприятий на улице Аэродромной нет, но за кольцом трамваев размещается комплекс высотных зданий особого КБ «Янтарь», специализирующегося на связи и телекоммуникациях, а также ФГУП «Радиочастотный центр ПФО».

ФОТО 34-Аэродромная-КБ Янтарь

Через дорогу от кольца расположена Самарская объединённая техническая школа ДОСААФ, особо известная своей автошколой. В 1985 году Аэродромная обрела свой главный памятник — около Дома молодёжи открыли памятник лётчице Ольге Санфировой.

А 2000-е годы подарили улице комплекс зданий, которые стали катализатором нескончаемых пробок. Это три очереди ТЦ «Аврора», которые возвели на месте уличных сортиров, трамвайном кольце и на территории автостанции соответственно.

ФОТО 36-Самара-ТЦ Аврора

«Аврора» без третьей очереди

Что касается главной зеленой зоны близлежащих микрорайонов — парка Победы, то его обустройством начали заниматься в 1975 году (оттого и его первоначальное название парк имени 30-летия Победы), но свой законченный вид, с аттракционами и с благоустроенным водоёмом, он обрёл лишь в 1983-1984 годах.

ФОТО 39-Аэродромная-газеты-1983-10-04-ВЗя-фото из Парка Победы

Что касается общественного транспорта, то Аэродромная изначально была заточена под трамвайное движение. Автобусы активно курсировали лишь на участке от Революционной до Авроры. Однако, был еще маршрут № 10, ходивший от автостанции до завода «Строммашина».

Автобус №10

>Маршрут автобуса №10

Трамвайные маршруты тоже пережили немало эволюционных процессов. Когда-то здесь ходил маршрут № 17 «Чапаевская – Юнгородок», позже укороченный от Юнгородка до нового кольца у Тухачевского, а затем и вовсе почивший в бозе. Когда из-за строительства метро закрыли старую трассу «тройки», её перевели на Аэродромную, где она курсирует и по сию пору, добросовестно выстаивая в «пробках» у «Авроры». В данном случае улица и трамвай неразлучны на протяжении всей улицы.


Дорогие наши читатели! Если вы можете также подробно и интересно описать улицу, которая мила вашему сердцу, сообщите об этом нашему штатному краеведу ВКонтакте или Facebook.

Если ваш материал будет соответствующего качества, то мы гарантируем вам его размещение на сайте «Другого города» и гонорар. Дерзайте!

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook